Полет носит экспериментальный характер и выгоден развитию космонавтики в целом
Полет носит экспериментальный характер и выгоден развитию космонавтики в целом
Я, как космонавт и человек, которому не безразлична космонавтика как таковая, выражаясь современным сленгом, «за любой движ». То есть за любые мероприятия, которые могли бы хорошо или необычно выразить отношение к космосу. Режиссерские мысли, идеи фантастов, все, что связано с космической тематикой, на мой взгляд, все же работает на развитие отрасли, в частности, пилотируемой космонавтики. Это могут быть и голливудские фильмы, и наши, отечественные. Я всегда подобные инициативы поддерживаю. Это нужно и правильно.
С точки зрения практической пользы, сам полет тоже несет в себе смысл. Есть мнение, что летят актеры практически как туристы, которые не станут выполнять никакой космический функционал. Но все же в отличие от туристов актеры летят на работу, а, значит, будут не просто смотреть в иллюминатор. Думаю, у них прописаны все сценарные планы заранее. Режиссер и актриса – профессионалы. Они работали на тренажерах и не только как помощники Антона Шкаплерова или Олега Новицкого, с которым полетят обратно.
Артисты отрабатывали моменты, связанные с управлением космической техникой, а также, связанные с теми сюжетами, которые будут отсняты и в интерьере МКС. В этом отношении полет, если можно так сказать, профессиональный. Съемка подобного фильма сама по себе призвана больше рассказать о космической станции, работе космонавтов, и задача это интересная и благородная. И, конечно, профессиональная, причем даже с точки зрения космической: снимать в условиях невесомости художественный фильм – непросто.
Я знаю, что по сценарию запланирована сцена оказания медицинских услуг на борту станции. Надеюсь, что с действительной нештатной ситуацией экипаж все же не столкнется. В моем полете внештатных медицинских отклонений не наблюдалось, да и многие другие полеты по статистике обходятся без подобного.
А вот то, что были космонавты, которые уже готовились к полету на МКС, но в итоге вместо них полетела съемочная группа, это уже не очень хорошо. Ребята порой ждут полета и готовятся к нему по десять лет. Но я надеюсь, что полетят они через полгода или через год, так что в определенном смысле компенсация задержки будет.
Те сюжеты, которые отснимут на станции и корабле, а после включат в сам фильм, надеюсь, как-то окупятся. Это больше коммерческий проект. Подробностей контракта я не знаю, но хотелось бы, чтобы часть прибыли от фильма осталась в космической отрасли, может быть, даже пошла на создание еще одного космического корабля, который бы уже отправил в полет тех космонавтов, которые ждут своей очереди. Если Роскосмос потратит вырученные от этого проекта деньги на развитие пилотируемой космонавтики, это было бы идеальной ситуацией.
Если в будущем использовать станцию для коммерческих съемок фильмов – художественных и документальных – может даже возникнет своя отрасль, которую есть смысл развивать. Нужно посмотреть, как это все будет работать, и какова будет материальная отдача для космонавтики.
Есть еще и патриотическая составляющая. Полет артистов – первый, хотя мне кажется, что Голливуд тоже вел какие-то съемки в космосе, правда, вряд ли профессионалами киноиндустрии, а самими космонавтами. Эту российскую космическую миссию я бы назвал в первую очередь экспериментальной.
И то, что Шкаплеров один управлял космическим кораблем, хотя и в связке с ЦУПом, это тоже очень важно. В левом кресле не было бортинженера – это эксперимент, причем интересный с точки зрения развития пилотируемой космонавтики. Была нештатная ситуация, когда он перешел на ручное управление и продолжил стыковку, – и это тоже положительный результат полета. Посмотрим теперь, каков будет спуск, ведь этот элемент также важен. И, конечно, эксперимент еще и в том, получится ли фильм, окупится ли он в прокате.
Но в целом, вся история носит положительный характер.