Полная переориентация экономики на внутренний рынок состоится непременно
Полная переориентация экономики на
внутренний рынок состоится непременно. Это хорошая и логичная задача, тем более
что очень много брендов и компаний ушло.
Но проблема в том, что, во-первых,
внутренний рынок не настолько большой, а, во-вторых, его платежеспособность
вызывает очень много вопросов. Да, действительно российские компании будут
захватывать те или иные ниши — это неизбежно. Мы видим это и на уровне сектора
косметика, парфюмерия, на уровне лёгкой промышленности, потребительских товаров.
Но основу российской экономики всё
равно составляли экспортноориентированные предприятия: химия, нефтехимия,
нефть, газ и прочее. Внутренние ниши мы захватывать, конечно, будем, потому что
они освободились. Но всё-таки я полагаю, что с экспортноориентированной моделью
нам ещё долго предстоит жить, и может быть, в этом нет ничего плохого.