Российское кино плотно встроено в единый мировой художественный процесс
Сначала давайте посчитаем. 2,6 млрд руб. – это 26 млн долл. Средний бюджет голливудского фильма – 50 млн долл. То есть добавят на половину средней голливудской кинокартины в год. Но средний бюджет российского фильма (по данным на 2019 год) – 175 млн руб. То есть добавочного финансирования хватит на 15 фильмов. Выводы из этих цифр каждый сделает сам: кто-то обрадуется, кто-то злорадно захихикает.
Но финансирование – только часть проблемы. Можно вбухать огромные деньги и снять полнейшую чухню, с провалом в прокате и у критиков (это происходит сплошь и рядом), а можно на собственном мобильнике снять нечто гениально-фестивальное – были и такие случаи. Чтоб не ударяться в крайности, возьмем советское кино 1972 года. «Укрощение огня», безумно дорогая ракетно-космическая вампука – 27 млн зрителей и полное забвение, несмотря на пышные премьеры, премии и официальные восторги. Скромный, почти что малобюджетный фильм «А зори здесь тихие» – 60 млн зрителей и навечно в памяти народной, извините за пафос.
Вопрос «может ли российское кино заменить Голливуд?» куда серьезнее. С одной стороны, конечно, да. Заменили же советские автомобили «Москвич», «Победа», «ЗИМ» и «ЗИС» – всего четыре модели! – весь громадный ассортимент мирового автопрома – от скромных «Фольсквагенов» и «Фиатов» до шикарных «Кадиллаков» и «Роллс-Ройсов». Заменил же Лев Овалов Агату Кристи, а безвестные кутюрье с фабрики «Большевичка» – десятилетиями успешно заменяли Кардена, Лагерфельда, Ямамото и кого только хотите.
С другой стороны, такая замена возможна только в стране, накрепко изолированной от остального мира. В стране, где поездка в любую фактически вассальную «соцстрану» предварялась собеседованием в райкоме КПСС. Но теперь, слава Богу – не тогда.
Зачем заменять и чем заменять? Российское, а ранее советское кино – плотно встроено в единый мировой художественный процесс. Который, кстати говоря, сильно напоминает процесс (он же прогресс) научно-технический. В первой половине ХХ века весь кинематограф развивался под несомненным влиянием Кулешова, Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Пудовкина, Барнета. Потом на мировое кино стал влиять голливудский мюзикл и боевик, а также итальянский неореализм, французская «новая волна», японцы, а теперь уже и корейские, и иранские фильмы.
Жить без оглядки на лучшие достижения – не получится ни в науке, ни в технологиях, ни в искусстве. Выйдет замкнутость и провинциальность, а это никому не нужно. Ни режиссерам, ни, главное – зрителям. Голливудская классика учит высочайшему профессионализму сценария, режиссуры, актерской игры. Золотая пора советского кино 1960-1970-х – чудесные образцы искренности, человечности, задушевности. Соединить бы! Вот это был бы наш особый путь. Надеюсь, что 2.6 млрд рублей помогут.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.