Сама страсть напакостить ближнему своему неустранима
Как
ни горько признать, доносы – это очень древняя, наверное, даже вечная практика.
По доносу осудили и казнили Сократа; в Риме, республиканском и императорском,
доносы писали в неимоверном количестве. Что уж говорить о Новом и Новейшем
времени…
У
доносов разные причины и цели. Попытка встать как бы вровень с тем, на кого
донес – таковы обвинители еретиков и ученых, или, к примеру, авторы «публичных
доносов» в России XIX-ХХ веков (вроде статей Фаддея Булгарина или Платона
Керженцева). Обелить себя от подозрений, оградить от возможных преследований
(кстати, далеко не всегда помогало). Искренняя и туповатая страсть
верноподданного. Устранение конкурента – чаще всего в науке, литературе,
искусстве. Месть, разумеется. Просто агрессия, ярость – месть не данному
конкретному человеку, а всей своей несчастной жизни: я тут маюсь за грошовую
зарплату, вот пусть «всем этим» тоже будет плохо. Ну и наконец, желание
получить что-то реальное – от продвижения по службе до лишней комнаты в
коммуналке.
Разумеется,
и то, и другое, и пятое – отвратительно.
Осталось
подумать, как предотвратить доносы – точнее, их пагубные последствия, поскольку
сама страсть напакостить ближнему своему неустранима, к сожалению. Мне кажется,
тут есть несколько пунктов.
Первый.
Нужен четкий каталог «наказуемых деяний». Расплывчатость и туманность закона
стимулирует доносчика. В Древнем Риме был закон об «оскорблении величества»;
согласно этому закону, сквернословить, драться, справлять нужду, наказывать
раба и заниматься любовью в присутствии изображения императора – было
запрещено. Поэтому можно было донести на человека, который пошел в туалет, имея
на пальце перстень с портретом очередного цезаря. Важное уточнение из современной
европейской практики. Например, запрещено парковаться на газоне. Гражданин
сообщает, что автомобиль с таким-то номером нарушил этот запрет. Донос ли это?
Или сообщение сознательного гражданина? В нашей стране, где всего два-три
поколения назад по доносам людей арестовывали и расстреливали – выработалась
некая аллергия на такое поведение. Но, если трезво рассмотреть – это именно что
информация о реальном нарушении.
Настоящий
(то есть подлый, агрессивный, мстительный и корыстный) донос всегда расплывчат,
полон намеков и эмоций. Доносчик обвиняет свою жертву в «чуждых веяниях», в
«недостатке патриотизма», в «нелюбви к руководству», в «низклопоклонстве перед
заграницей», в «связях с врагами народа» и т.д. и т.п. В общем «недобитый
буржуй с кадетской идеологией».
Второй, весьма важный пункт. В России XVII – XVIII веков существовало правило «доносчику – первый кнут». Если некто приходил с доносом – его, согласно грубым обычаям тех времен, подвергали самой настоящей пытке. Зачем? Чтобы выяснить, насколько правдив его донос. В наше гуманное время нужно всего-ничего – потребовать от доносчика внятных доказательств того, что объект доноса действительно «не любит руководство» и «ведет себя непатриотично».
Наконец,
третий пункт. Создание в обществе атмосферы презрения к доносчикам, которые –
во многих случаях – просто клеветники или, самое мягкое, безответственные
сплетники.