Сохраняется высокий уровень неопределенности в самых разных секторах от политики и экономики до жизнедеятельности отдельных семей
То, что российский
бюджет должен отойти от нефтегазовой иглы, говорилось уже на протяжении
достаточно большого времени. К сожалению, сделать это в предыдущие годы не
смогли. Доля нефтегазовых доходов традиционно была не ниже 30% доходов
федерального бюджета, а в отдельные годы доходила до половины.
Снижение нефтегазовых
доходов в ближайшем будущем состоится почти наверняка, во-первых, потому что сократятся
экспортные поставки этих видов товаров в силу санкций, которые введены, и в силу
появившихся сложностей с логистикой. Соответственно, объем экспорта нефти,
нефтепродуктов и природного газа будет ниже, чем в предыдущие годы.
К тому же цены на
мировых рынках на эти товары уже вряд ли вырастут, они и так зашкаливают. С
учетом недружественных действий стран по введению потолка цен на данные статьи
экспорта говорить о каких-то ценовых изменениях нельзя. Помимо этого, о снижении
спроса на нефтегазовую продукцию свидетельствует разворачивающийся мировой
кризис и, соответственно, возможный спад производства в странах, которые
традиционно импортировали российские энергоресурсы.
Но на повышение объемов
нефтегазовых доходов может повлиять изменение курса национальной валюты и,
собственно, поведение других секторов экономики, где тоже может сложиться, к
сожалению, кризисная ситуация и где рост доходов со стороны этих секторов
может не происходить адекватным образом.
Возникает вопрос, как
сокращение нефтегазовых доходов будет стимулировать развитие в других секторах
экономики: чисто статистически, или все-таки в условиях отсутствия действий и
спроса в нефтегазовом секторе более активно заработают какие-то иные механизмы
в экономической системе страны.
Запущен процесс
импортозамещения, но не все здесь возможно. Тем не менее, первые его результаты
уже есть. Стали активизироваться отдельные производства, ориентированные на
внутренний спрос, и потому может возникнуть дополнительная экономическая
активность, которая отразится и в виде доходов бюджета.
Но в целом, сохраняется
высокий уровень неопределенности, который сейчас является доминирующей
концепцией или идеей в самых разных секторах: от политики и экономики до
жизнедеятельности отдельных семей. В этой связи важно, что снижение
нефтегазовых доходов по-разному может отразиться на доходах регионов.
Традиционно
нефтегазодобывающие регионы обладают повышенной бюджетной обеспеченностью, а
потому сокращение доходов в этом секторе может сильно ударить по экономике этих
регионов, которые традиционно ориентируются на такую часто моноотраслевую
специализацию в этом секторе. Поэтому, допустим, автономные округа Западной
Сибири или Сахалинской области могут оказаться в сложном финансовом положении.
Более устойчивыми в
этом отношении являются регионы, где так или иначе сосредотачивались и
сосредотачиваются и другие производства, как, например, Татарстан,
Башкортостан, Самарская область. Но насколько там произойдет оживление в других
отраслях при кризисе в нефтегазовом секторе или ограниченности возможностей
сбыта продукции этого сектора, сказать тоже сложно. Будут по-разному вести себя
и хозяйствующие субъекты в других секторах.