ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Шанс для индустриализации 2.0?
Автор: Александр Богомолов, обозреватель PublicO

Шанс для индустриализации 2.0?

На участке магистрального газопровода «Уренгой—Помары—Ужгород» в Чувашии произошел взрыв, погибло три человека. Власти региона причиной инцидента назвали плановые работы на газопроводе. Цены на газ в Европе ненадолго выросли, но после объявления о продолжении поставок по альтернативным маршрутам присели ниже 1100 дол за тыс куб м. Это значительно ниже согласованного на днях в рамках ЕС потолка цен на газ на уровне около 2000 дол за тыс куб м.

Аналитики Банка «Санкт-Петербург» по поводу потолка писали: «Учитывая снизившиеся поставки РФ в Европу и относительно низкую долю газа в российском экспорте, введение ценового потолка на газ в ЕС будет иметь ограниченное влияние на экспорт РФ и, соответственно, на рубль. Механизм ценового потолка прежде всего несет риски нарушения рыночных условий ценообразования в Европе». Глава нашего МИДа Сергей Лавров был более строг: «Это их личное дело. Больше нечем заняться — пускай».

Но вот с нефтяным экспортом, от которого наш бюджет зависит на 37%, случилась большая неприятность. Bloomberg пишет, что экспорт российской нефти снизился на 54% за первую полную неделю действия потолка цен: морские поставки нефти из РФ за неделю с 10 по 16 декабря рухнули более чем вдвое: сокращение составило 1,86 млн бар/сутки. Скорее всего, тут совпал целый ряд случайных факторов, и к концу месяца провал будет частично закрыт, но цены на нашу нефть вряд ли сильно вырастут. Сейчас она торгуется примерно по 55 дол\бар. При этом в российском бюджете на 2023 год заложена цена Urals около 70 дол\бар. Если что-то не изменится, то дефицит бюджета следующего года вырастет на 2 трлн руб.

Другими словами, нефтегазовая игла, с которой мы много лет пытаемся слезть, дает сбой.

Плюс роботизация всей страны

Единственная альтернатива – развитие обрабатывающих отраслей. Они смогут компенсировать неминуемо выпадающие нефтегазовые доходы. К тому же, если у нас «крепость Россия», то в ней должны быть мастерские, причем не только оружейные.

Реиндустриализация, которой теоретически может дать толчок сокращение экспорта нефти и газа, это не повторение опыта 30-х годов. Возрождать и строить «промышленные гиганты» никто не будет. Мы живем в эпоху быстрой смены технологических укладов, которая в одночасье уничтожает целые отрасли и возносит новые. Основой новой индустрии станут гибкие, самонастраиваемые научно-производственные базисные площадки, способные оперативно реагировать на изменение конъюнктуры. Они должны быть созданы на основе прорывных технологических идей и цифровизации всех производственных решений, обеспечивающих их постоянную подстройку под новые задачи рынков.

Эксперты называют следующие основные направления новой индустриализации в России: роботизация промышленности, развитие энергетического машиностроения, цифровых и биотехнологий, создание «новой металлургии» и «новой нефтехимии». Руководитель экспертного совета Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Глеб Кузнецов уточняет 5 измерений технологического суверенитета: это технологии, природные ресурсы, деньги, международная кооперация, собственные патенты.

Наука и технологии – наша новая нефть

«Создать собственные критически значимые технологии возможно только на базе фундаментальной и прикладной науки», сказал вчера на церемонии вручения премий правительства РФ в области науки и техники премьер Михаил Мишустин. Он подчеркнул, что благодаря «знаниям, смелым, дерзким идеям, настойчивому поиску рождаются прорывные решения». «Они становятся технологиями, которые улучшают жизнь людей. Нынешний год — первый в Десятилетии науки и технологий, объявленном президентом. За это время многое предстоит сделать. Прежде всего — привлечь молодежь в сферу исследований», отметил Мишустин. По его словам, все усилия страны сосредоточены на укреплении технологического суверенитета. В бюджете на три года на научные исследования предусмотрено более 1,5 трлн руб.

Российские ученые продолжают разработку установок класса «мегасайенс», напомнил премьер. В Новосибирской области создается источник синхротронного излучения «Сибирский кольцевой источник фотонов». Научные разработки такого уровня станут импульсом для развития промышленности, уверен глава кабинета министров.

Наградами отмечены работы по физическому исследованию вакуумной дуги, инновационная цифровая система морской сейсморазведки «Краб», разработка по производству стального проката нового поколения, а также работа по созданию высококонкурентных отечественных сортов сои, сообщили в пресс-службе правительства.

За горизонт 2025 года

В условиях стопроцентной блокады технологического обмена с Западом мы можем рассчитывать только на свои силы. Или на Китай, но ведь, как показывает наш опыт, монозависимость чревата неприятностями.

Основная проблема технологической индустриализации – время. Оно нужно, чтобы создать особую производственную культуру, подготовить соответствующие кадры, способные работать с новыми технологиями, обеспечить производству постоянную научную поддержку и т.д. Несколько лет назад великий Китай хотел приобрести на Украине завод «Мотор Сич», производящий авиадвигатели. Потому что на Украине с советских времен эти технологии существовали и развивались почти 50 лет, несмотря ни на что, а в Поднебесной – нет. Китайцы хотели купить время.

Руководитель Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Сергей Кислицын на днях в интервью РГ говорил о возможных сроках планирования в экономике: "В Советском Союзе с момента создания Госплана до запуска первой пятилетки прошло семь лет. Китай готовил первый план четыре года. Во Франции это заняло четыре года. В текущей ситуации, когда у нас происходит перестройка внешнеэкономических связей и в целом трансформируется международная система, при любой попытке изменить систему планирования мы выходим за горизонт 2025 года". Это в полной мере касается и новой индустриализации.

В условиях падения нефтегазовых доходов велик соблазн ускорить естественный процесс вызревания научно-технологического и промышленного потенциала. Тут нам на руку неминуемое обособление российского рынка в результате санкций. Посмотрите на нашу атомную промышленность и оборонку: они изначально развивались в условиях закрытого рынка. И это не помешало им создавать конкурентную, а то и превосходящую мировые аналоги продукцию.

Но торопить развитие событий нельзя. А то есть риск получить недоношенного ребенка, который и вырастет хилым, не способным жить во взрослом мире. 

Голосование
Дебаты
Новости партнеров