ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Фото: РИА ФедералПресс/Екатерина Лазарева

Годовщина «Крымской весны»: итог одиннадцати лет в составе России

18 марта отмечается День вхождения Крыма и Севастополя в состав России. 11 лет назад произошли события, которые получили название «Крымская весна». Президент Владимир Путин подписал договор о включении двух новых субъектов в состав Российской Федерации. Что изменилось за это десятилетие в жизни крымчан, рассказал ФедералПресс.

Экономическое развитие Крыма

За 11 лет Крым и Севастополь значительно преобразились благодаря федеральной программе развития, запущенной в 2014 году. Валовой региональный продукт Крыма вырос в 3,5 раза (с 189,4 млрд рублей в 2014 до 655,9 млрд рублей в 2022), а Севастополя – почти в 7,6 раз (с 30,1 млрд до 229,7 млрд рублей). Инвестиции в основной капитал Крыма за этот период увеличились более чем в 8 раз, а Севастополя – более чем в 21 раз.

Развитие транспортной инфраструктуры

Среди ключевых проектов развития Крыма – 19-километровый Крымский мост, соединивший полуостров с материковой Россией. Автомобильное движение по мосту открылось в мае 2018 года, железнодорожное – в декабре 2019 года, восстановив транспортное сообщение.

Важным инфраструктурным проектом стала также трасса «Таврида» (более 250 км), значительно сократившая время в пути между городами Крыма.

Модернизация Симферопольского аэропорта позволила увеличить его пропускную способность до 3,7 тыс. пассажиров в час. Новый терминал и улучшенная инфраструктура способствовали росту пассажиропотока, несмотря на временные ограничения, связанные со специальной военной операцией.

Энергетика и коммунальная инфраструктура

Энергетическая независимость Крыма обеспечена построенным энергомостом, интегрировавшим энергосистему полуострова в Единую энергосистему России. Мощность региональной энергетики превысила 1270 МВт благодаря строительству и модернизации энергетических объектов. 

Также были реализованы масштабные работы по реконструкции систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. Модернизация инженерной инфраструктуры позволила сократить потери питьевой воды и улучшить качество коммунальных услуг.

Свободная экономическая зона для бизнеса

С 2015 года в Крыму и Севастополе действует свободная экономическая зона (СЭЗ), предоставляющая льготы и преференции инвесторам. СЭЗ уже привлекла около 1,2 тыс. участников с общим объемом инвестиций порядка 300 млрд рублей, что способствовало развитию экономики и созданию новых рабочих мест.

Развитие туризма и строительства

Туризм – ключевая отрасль экономики Крыма. За 11 лет построено более 70 объектов размещения, реконструировано около 600 гостиничных номеров, число благоустроенных пляжей удвоилось. В 2021 году полуостров посетили почти 9,5 млн туристов, а в 2023 году – 5,2 млн, что связано с ограничениями, введенными в связи с проведением СВО на Украине. 

Активно развивается и транспортная инфраструктура: построено более 300 км новых дорог, отремонтировано свыше 4 тыс. км магистралей, обновлен парк общественного транспорта. Реализация дорожных проектов способствует повышению качества жизни и развитию экономики региона.

Социальная сфера: образование и здравоохранение

В Крыму за минувшее десятилетие значительно улучшилась социальная инфраструктура: построены новые детские сады, школы и больницы, модернизировано более 900 объектов здравоохранения, созданы современные клиники и республиканские больницы. Более 35 млрд рублей, вложенных в модернизацию здравоохранения, позволили обновить оборудование, технику и транспорт скорой помощи, обеспечив высокий уровень медицинского обслуживания.

Насколько улучшилась жизнь рядовых крымчан можно узнать только у них самих. Однако недовольство своим выбором во время референдума 2014 года, когда жители полуострова высказали желание войти в состав РФ, они не высказывают.