Совершенствование налоговой системы – это своевременный и обоснованный шаг
Обеспечение финансового суверенитета России требует поиска дополнительных источников налоговых доходов, при этом актуальным остается вопрос о потенциальных возможностях справедливого перераспределения налоговой нагрузки как для бизнеса, так и для граждан.
Так, высокая волатильность курса национальной валюты, рыночных ставок и цен на мировых рынках приводит к росту прибыли в отдельных секторах экономики (например, банковском), по отдельным операциям (DeFi, депозиты, электронная коммерция) и доходов у отдельных групп граждан, которые не столько связаны с их предпринимательской или трудовой деятельностью, сколько с действием этих факторов.
В этой связи вполне обоснованным представляется рост налоговой нагрузки в высокорентабельных отраслях и ее снижении в приоритетных отраслях и секторах экономики. Следует учитывать, что налоговая нагрузка может расти не только за счет роста налоговых ставок, но и на основе оптимизации налоговых льгот, в т.ч. отмены неэффективных, компенсироваться расширением использования преференциальных налоговых режимов, имеющих комплексный характер и т.п.
Социологические опросы (SuperJob, Финуниверситета) показывают, что более 60% работающих граждан поддерживают введение прогрессивной шкалы налогообложения и считают ее справедливой, причем уровень поддержки самый высокий у поколения Y[1] (выше 70%). Это связано, в том числе, и с тем, что по данным Росстата разница между 10 процентами наиболее обеспеченных и самых бедных россиян в 2023 году составила 9,1 раза.
При этом опасения, что доходы граждан снова «уйдут в тень», не учитывают новые возможности налоговых органов в рамках цифровизации государственного управления: так, автоматизированная система контроля «ДФЛ Риски» (АСК ДФЛ) позволяет выявлять схемы «серой» выплаты заработной платы, цифровизация налогового администрирования уже позволила ввести в практику налогообложения пассивные доходы от цифровых финансовых активов, проценты по банковским вкладам и т.п.
Поэтому дальнейшее совершенствование налоговой системы – это своевременный и обоснованный шаг, учитывающий новые реалии функционирования российской экономики, новые источники доходов, новые финансовые операции и новые возможности налоговых органов.
И не нужно забывать, что справедливая налоговая система формируется не сама по себе, а только при условии, что она «соответствует» количеству и качеству услуг, преференций и льгот, которые получает бизнес и население от государства «в обмен» на свои налоги. И в России этот принцип соблюдается и реализуется.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.