Создание метавселенной – попытка отвлечь пользователей от громких скандалов
Создание метавселенной – попытка отвлечь пользователей от громких скандалов
Надо помнить, на фоне чего происходит переименование Facebook в Meta: расследования регуляторов; обвинения в адрес компании в дезинформации, манипулировании пользователями, поощрении т.н. hate speech – языка ненависти.
В расследовании Facebook Papers, опубликованном Washington Post серией статей, была представлена переписка одного из топ-менеджеров FB, из которой очевидно, что Facebook, почти всегда выбирая сценарий развития сети, выбирал доход, а не развитие сообщества. Таким образом, целенаправленно создавалась среда, где люди видели конфликтующую с их мнением позицию, и такой акцент делался именно для того, чтобы пользователи проводили больше времени в сети, нарастало количество дискуссий и комментариев.
Facebook сейчас в эпицентре общественного, регуляторного, политического внимания. Компания сталкивается и с огромным количеством претензий со стороны регуляторов, причем как текущих, так и потенциальных. Разговоры активно идут даже о том, может ли Марк Цукерберг в принципе управлять компанией и не является ли все это его виной.
Facebook – это компания, доход которой более чем на 90 процентов состоит из рекламы. Если сравнить это с другими компаниями Big Tech – Apple, Microsoft, Amazon, – то их доходы, как правило, диверсифицированы. Они получают деньги от продажи оборудования, устройств, программного обеспечения, услуг. Рекламный доход для них не является основным, в отличие от Facebook и Google.
Когда Цукерберг обозначил, что создается Meta – некоторый исследовательский продукт с большим количеством инноваций, связанных с виртуальной реальностью и с акцентом на креативную индустрию и игры, – то первой реакцией было мнение, что конечный продукт все равно будет устроен так, что следить за пользователями. У Facebook есть наработки технологий дополненной реальности, которые используются для обучения искусственного интеллекта. И эти наработки требуют разрешения пользователя предоставлять информацию с его очков виртуальной реальности на сервера компании.
Таким образом, переименование FB происходит на фоне довольно сильного общественно-политического давления и одновременно декларирует некую схему модели существования компании, но не отказ от предыдущей. Facebook – это все еще колоссальный сбор данных о каждом человеке.
Сам Цукерберг не собирается отходить от дел, он хочет уйти от публичных скандалов, связанных с соцсетью, и построить новый бизнес, модель которого непонятна. Вероятно, она опять будет основана на тотальной слежке за всеми, либо на сервисах и продуктах, как это делают конкуренты.
Пока понятно, что с помощью аккаунта Meta будут объединены все продукты, которые использует компания, - Instagram, WhatsApp, сам FB. Каждый пользователь получит единый аккаунт Meta, и также Meta будет развивать инструменты дополненной виртуальной реальности.