ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Алексей Пушков призвал сформировать в России новое информационное, образовательное и культурное пространство
Игорь Реморенко
Игорь Реморенко
27 май 2022

В Болонском процессе образования много составляющих

В Болонском процессе образования много составляющих

В Болонском процессе образования есть много составляющих.

            В 1988 году — на 900-летие Болонского университета — была принята университетская хартия о том, что европейские страны будут сравнивать образование друг с другом по определенному набору параметров и вырабатывать общие рекомендации того, как системы образования могут меняться. Окончательно Болонская декларация была подписана в 1999 году, Россия к ней присоединилась в 2003 году. Некоторые параметры этой программы в России так и не реализованы.

            Например, в одной из версий Болонской декларации речь шла о том, что университеты должны прислушиваться к мнению студентов и вести диалог со студенческими сообществами. И я думаю, вряд ли от этого кто-то будет отказываться и игнорировать в России мнение студентов. Согласитесь, это было бы странно.

            Болонский процесс — движение, в рамках которого действует трехступенчатая система высшего образования: бакалавриат, магистратура и аспирантура (в Европе — докторантура). В процессе участвуют 48 стран и Европейская комиссия. С 2007 года Россия ввела систему бакалавриата и магистратуры вместо специалитета.

            Есть позиции, которые, по-видимому, больше всего вызывают дискуссии. Что же будет — иногда неправильно говорят — с двухступенчатой системой высшего образования «бакалавриат/магистратура»? На самом деле в Болонской декларации речь идет о трех уровнях высшего образования: это бакалавриат, магистратура и аспирантура.

            И если произойдет отказ от трехступенчатой системы, то чем ее заменят?

            Эту трехзвенную структуру ввели не только европейские страны, но и все азиатские, и Латинская Америка, и Африка, то есть подобная система введена во всем мире.

            И если у нас будет лишь специалитет, то возникает вопрос, что это, по сути, значит? Отказываемся ли мы от деления бакалавриат/магистратура? Тогда, собственно, настройка на профессию будет прямо с первого курса: выбрал эту специальность и по ней учишься. Но при этом потеряется гибкость, возможность более точного самоопределения, профессиональных проб.

            Иными словами, у нас остается еще много вопросов. Я думаю, чтобы построить отношение к планируемым изменениям, надо смотреть конкретные нормативные акты и что конкретно предлагается изменить в законодательстве.

Новости партнеров