В производстве высокомаржинальной продукции российские компании развиваются и внутри страны, и на восточном направлении
На развитие энергетики большое давление оказывают разорвавшиеся производственные связи и, что самое важное, наши обязательство в рамках ОПЕК+, а также ряд входящих обстоятельств, как, например, запрет правительства на экспорт бензина и дизельного топлива. Может ли этот запрет не сказаться на финансовых результатах? Нет, не может.
Дизельное топливо занимало значительную долю вывозимых нефтепродуктов, было одним из доминирующих продуктов. Соответственно, те, кто его вывозил, зарабатывали деньги, но во всей стране нет такого количества потребителей дизельного топлива: в России его производится 85 млн тонн, а потребляется 40 млн тонн.
Вряд ли стоит ожидать резкого роста финансовых показателей в нефтегазовой отрасли, потому что будет негативно сказываться ограничение добычи, которое в газовой отрасли связано с прекращением трубопроводных поставок на европейском направлении, а в области нефти это связано с нашими обязательствами в рамках ОПЕК+, которые в следующем году подразумевают снижение квот. Хотя наш текущий уровень добычи ниже квот в рамках добровольного сокращения производства, которые взяла на себя не только Россия, но и Саудовская Аравия и ряд других государств, входящих в ОПЕК+.
С другой стороны, есть ряд факторов, которые мы не можем предсказывать, а именно – цена нефти и цена газа.
Но из-за необходимости перестроения логистических цепочек и ограничений добычи я бы не ожидал резкого роста финансовых и производственных показателей в области добычи нефтепродуктов. Но в области производства высокомаржинальной продукции, если запрет на экспорт не будет длиться слишком долго, наши компании могут удивить. Они начинают развивать свой бизнес не только внутри России, но и переориентируются на ряд зарубежных проектов на восточном направлении, что также будет благоприятно сказываться на их показателях.