Запрет никаба – это вопрос общественного порядка
Никаб и тагельмуст появились у народов пустыни в доисламские времена, благодаря им женщины и мужчины прятали лицо от солнца, песка и ветра. Следуя традиции, не имеющей отношения к религии, мужчины-туареги до сих пор носят тагельмуст, из-под которого видны одни глаза.
Никаб, как и тагельмуст, никак не оговорён шариатом, и консенсус исламских теологов не признаёт его религиозной одеждой. Тем более что по правилам совершения хаджа, женщине, делающей обход вокруг Каабы, запрещено полностью закрывать лицо и надевать перчатки, закрывающие кисти рук.
С никабом сегодня борются не только в западных странах. В Ираке никаб запретили, чтобы под ним не прятались боевики ИГИЛ*. В Марокко никабы запрещено не только носить, но даже шить и продавать. Против никабов выступили Таджикистан и Узбекистан. В Казахстане такой запрет действует с 2017 года, а в Киргизии проект запрета на стадии рассмотрения.
Протест против никаба связан как с защитой прав женщин, так и с вопросами безопасности. В последние годы никаб стал для всего мира символом терактов, совершённых женщинами, прячущими лица. Радикалы приучили нас к тому, что под никабом может быть взрывное устройство.
Мы хорошо помним и Дубровку, и теракты в московском метро. Помним, как в Стамбуле в 2015 году смертница в никабе взорвала вместе с собой двух полицейских. Помним, как в кенийском Момбасе в 2016 году три смертницы в никабах напали на полицейский участок. Помним, как в 2018 году девица с Урала, ставшая радикалкой, пришла в никабе на КПП в Грозном и взорвала себя.
Этого достаточно, чтобы не чувствовать себя в безопасности возле одетых в никаб, чтобы хотеть ехать с ними в одном вагоне метро или лететь в одном самолёте. И разговоры о нарушении прав мусульман не имеют к никабу ни малейшего отношения, запрет никаба – это вопрос общественного порядка.
Африканские племёна тоже имеют свой стандарт религиозного образа, обнажающего основную часть тела. Но ни кому не придёт в голову, что запрещая ходить по нашим улицам в оголённом татуированном виде, закон ограничивает африканские племена в религиозных правах.
Наша российская идентичность сформирована определённым способом: мы в обязательном порядке закрываем одеждой табуированные части тела и в обязательном порядке открываем лицо. И, живя в своей стране, имеем не только право, но и обязанность защитить собственную идентичность.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.