ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Мечеть Кул Шариф в Казани
Фото ФедералПресс
Автор: PublicO

«Даже если запрет установят, ничего страшного не произойдет»

В последнее время ряд политиков стали активно поднимать тему запрета исламской женской одежды. В начале недели в Госдуму Госдуму вице-спикером от партии "Новые люди" Владиславом Даванковым был внесен законопроект о праве регионов и школ запрещать ношение никабов. Такие полномочия также предложено дать муниципальным собраниям. Поясняется, что речь о "религиозной и иной одежде, полностью или частично скрывающей лицо". Запретить ношение никабов в школах, вузах и колледжах можно будет, если за это проголосуют более половины членов совета родителей. Кроме никабов под запрет может попасть другая одежда с религиозными атрибутами и (или) религиозной символикой.

Гай Фокс, паранджа и тыква

Еще в апреле депутат Госдумы от КПРФ Михаил Матвеев направил запрос в МВД о запрете ношения одежды, скрывающей лицо. Парламентарий подразумевал предметы религиозной одежды: никаб — головной убор, в котором есть только узкая прорезь для глаз, и паранджу — длинный халат, закрывающей все тело, с сеткой, скрывающей лицо. В министерстве депутату ответили, что не располагают сведениями о причинно-следственной связи ношения одежды, смоделированной в соответствии с религиозными правилами, и совершением противоправных деяний экстремистской направленности.

20 мая председатель Совета по правам человека при президенте Валерий Фадеев в интервью «Парламентской газете» заметил:

«Обращу внимание еще на одну проблему: в России разрешены никабы, полностью закрывающие лицо женщинам. Открытыми остаются только глаза. И это при том, что сейчас даже в некоторых странах Центральной Азии никабы запрещены. Я буду обсуждать этот вопрос с представителями традиционного ислама и региональных властей. Но предварительно обозначу свою позицию: считаю, что никабы в России должны быть запрещены».

24 мая заместитель председателя Духовного управления мусульман, муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов в своем телеграм-канале прокомментировал ситуацию:

«Если официальными органами будет выявлена связь ношения никаба с ростом риска экстремизма, и как итог запрет никаба послужит сохранению жизней наших граждан, то Духовное управление мусульман готово поддержать предложение В. Фадеева, отказавшись от желательного (в данном случае — ношение никаба) в пользу обязательного, то есть сохранения жизни и здоровья людей».

Сразу после этого в интервью RTVI Михаил Матвеев рассказал, что в законопроекте о запрете никабов слова «никаб» не будет, а минимальный штраф за «спрятанное лицо» может составить 10 тыс. руб:

«В законопроекте не будет ни слова о никабах, парандже и масках полинезийских племен. В нем будет мотивация не религиозная, а исключительно через вопросы безопасности и идентификации личности».

Он также отказался увязать этот вопрос с религиозными традициями:

«Давайте не будем втягивать себя в рассуждения о религиозной одежде, традиционна она или нет, пусть богословы спросят между собой. В наше время высоких рисков террористических угроз будем ставить вопрос о запрете на любые предметы, скрывающие лицо в общественных местах, кроме медицинских масок и спецодежды при исполнении. Плевать, религиозная она или антирелигиозная. Никаб это, тыква или маска Гая Фокса».

«С нашим народом эта традиция не имеет ничего общего»

В исламском мире нет единства по отношению к никабу. Запрет на ношение никаба и паранджи (закрывающей еще и глаза) на законодательном уровне закреплен в ряде мусульманских стран, например, в Узбекистане, Таджикистане, Египте, Тунисе, Индонезии и Марокко. В Киргизии в минувшем году инициировали законопроект о введении штрафа за «объемную бороду» и ношение никаба. Законодатели объяснили инициативу усилением радикальных течений в регионе. В Европе закрывающая лицо одежда под запретом во Франции и Швейцарии.

На улицах Грозного. Фото: PublicO

В России против ношения никаба выступает, например, Салах Межиев, муфтий Чечни. В 2020 году на гостелевидении был показан сюжет о «воспитательной встрече» муфтия и главы Управления МВД Грозного с женщинами, носящими никабы. В конце героинь принудили снять головной убор перед камерами. Муфтий тогда говорил:

«Лицо и руки не являются авратом [часть тела, которую необходимо прикрывать в исламе]. Никаб — это традиции отдельных народов. С нашим народом эта традиция не имеет ничего общего».

На днях эту позицию поддержал в интервью порталу «Новости Волгограда» муфтий Волгоградской области Бата Кифах Мохамад. Он отмечает, что в Священном Писании не сказано об обязанности женщины закрывать свое лицо, и сам выступает против этой «пришлой» традиции:

«Никаб не является обязательным в исламе. Женщины должны носить хиджаб, то есть покрывать голову, но оставлять открытым лицо. Я лично выступаю против ношения никаба. Это пришлая традиция, не относящаяся к народам России. Даже во время совершения хаджа, когда делается обход вокруг Каабы, женщины обязаны открывать свои лица. Закрыть их стремятся, как правило, те, кто придерживаются радикальных взглядов. Человек с закрытым лицом всегда будет вызывать подозрения: а не задумал ли он чего-то плохого? Не скрывается ли он от правосудия? В наше военное время вопросы безопасности превыше всего. Не знаю, есть ли смысл вводить такие ограничения. Но даже если запрет установят, ничего страшного не произойдет. В России людей, которые носят никаб, — меньшинство. Их единицы. И сами верующие по-разному к этому относятся».

Новости партнеров