ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Статус
Завершены
Голосование завершено
Рассчитываем...
  • Максим Шевченко
    Максим Шевченко
    Эксперт

    Башкирского активиста, который раскритиковал памятник «Родина-мать» и призвал «закрыть ей срамные места», не знает никто. И когда мнение неизвестного никому человека вытаскивается в информационное поле, то делается это для того, чтобы создать негативный образ башкирского народа и башкирских мусульман. Это очевидная манипуляция: какой-то никому неизвестный активист, которого, может быть, и вовсе существует, высказался где-то в социальных сетях, и его мнение обсуждается на достаточно массовом уровне. На мой взгляд, это стигматизация башкир, Башкортостана и башкирского ислама.

    Смысла обсуждать подобное частное мнение нет. Как нет смысла обсуждать и то, надо ли прикрывать гениталии Давиду, стоящему в Пушкинском музее или на площади во Флоренции? Надо прикрывать грудь «Родине-матери» и надо ли на картине, где Мадонна кормит младенца, зарисовывать ей обнаженную грудь?

    Когда-то в древние времена христиане отбивали гениталии греческим статуям. Известно, что в Пергамском алтаре, где изображена Гигантомахия (битва богов с гигантами), в V веке посшибали молотками все женские и мужские гендерные признаки. Какой смысл это обсуждать сейчас, в XXI веке?

    На что влияет частное мнение какого-то башкирского активиста относительно «Родины-матери»? Он, безусловно, заблуждается. Но когда мы это широко обсуждаем, то стигматизируем и вызываем неприязнь к башкирскому народу, башкирам и мусульманам. Будто бы уже не один человек, а весь народ выражает такое мнение, выступает против монумента, памяти героев Сталинградской битвы и скульптора Вучетича. Поэтому, на мой взгляд, подобные новости следует комментировать лишь таким образом.

    37 голоса(ов) (30%)
  • Виктор Аксючиц
    Виктор Аксючиц
    Эксперт

    «Родина-мать» – это особо охраняемый памятник культурного наследия. Поэтому, а также потому, что это далеко не единичный случай требования замены цивилизационной идентичности России и русской цивилизации, декларацию «общественника из Башкортостана» по поводу прикрытия монументу «срамных мест» не стоит игнорировать как проявление несусветной глупости.

    Чтобы исключить массовый характер экстремистских националистических акций лучше пресекать их в зародыше. В данном случае, предупредить автора об угрозе применения к нему статьи статья 282 УК РФ, о разжигании социальной розни и социального экстремизма, или даже попытки реабилитации нацизма.

    31 голоса(ов) (25%)
  • Денис Драгунский
    Денис Драгунский
    Эксперт

    Это «обращение общественника» по поводу скульптуры «Родина-мать» вряд ли стоит обсуждать по существу его содержания, поскольку перед нами частный случай сутяжничества, стократно описанного в психиатрической литературе.

    Были люди, которым в контурах знаменитой статуи Мухиной «Рабочий и Колхозница» на ВДНХ виделся профиль Троцкого, и они сочиняли доносы. Были люди, которые требовали надеть трусики и бюстгальтеры на античные статуи, и они обращались в Минкультуры и ЦК КПСС. Были простые души, которые воспринимали обнаженные фигуры советских спортсменов и спортсменок в аллеях Парка Культуры и Отдыха им. Горького в Москве – как прямое руководство к действию, и сами начинали раздеваться и заниматься сексом тут же в кустах (об этом писала «Вечерняя Москва» в 1930-е годы). Были еще более простые души, которые считали сам факт демонстрации обнаженного тела в виде скульптуры и картины – не просто «неприличием», а призывом к свальному греху, и они тоже посылали письма в государственные органы.

    Советские госорганы реагировали на такие письма совершенно адекватно – направляли авторов в психдиспансеры. Поскольку речь идет о сутяжничестве, осложненном тяжелой психосексуальной травмой. Терапия, терапия, и еще раз терапия.

    Надо лишь понимать, что сам факт таких писем в наше время – это отрицательный внешний эффект цифровизации. Теперь каждый – сам себе писатель, цензор, прокурор, политолог и, разумеется, общественник.

    Кстати говоря, что это значит – общественник? Какую общественную организацию этот активист представляет, интересно знать? Кто его, простите, уполномочил обращаться «от лица горожан и верующих»? Какова его, как говорят в народе, представительская легитимность? Где протокол общего собрания возмущенных горожан и оскорбленных верующих города Волгограда? И, далее, если таковые есть (в чем я сомневаюсь) – надо знать, какой процент волгоградцев они составляют?

    Отрицательные внешние эффекты цифровизации состоят не только в том, что графоманы считают себя крупными поэтами, а недоучки – богословами или искусствоведами. Эти негативные эффекты еще и в том, что мы начинаем всерьез обсуждать всякий вот такой возглас. Почему? Проклятый «кликбейт»! Очень хочется, чтобы потребители информационных потоков среагировали на новость – ведь под эту реакцию можно разместить чуточку больше рекламы.

    Демократия – великая вещь! Если бы подобное обращение легло на стол римскому цезарю или восточному деспоту, представляю себе, что сделали бы с глазами этого активиста. «Ему не нравится смотреть на статую, славящую мощь и героизм державы? Хе-хе!» Но – чур, чур, чур! Мы живем в гуманном и цивилизованном обществе. Даже карательной психиатрии у нас, слава Богу и российской власти, уже нет. Поэтому самое мощное и действенное средство против таких «общественников» – молчание.

    30 голоса(ов) (24%)
  • Эльдар Касаев
    Эльдар Касаев
    Эксперт

    Все, что родилось, должно умереть, поэтому зубами держаться за любое прошлое – путь в никуда. Советская история подарила нам высокие научно-технические достижения, но недостаточный уровень любви, веры и нравственности. Именно на этих трех столпах зиждутся гармоничный человек, здоровое общество, сильное государство. Отказавшись от Бога, в угоду светлому будущему СССР расцветал по форме, утрачивая содержание. Безусловно, нравственность в Союзе была, но она была поверхностной. Почему?

    Без глубокой веры в Бога, без ощущения Его постоянного присутствия во всем (и в каждом человеке!) мы утрачиваем ощущение единства с окружающими. Как следствие, ради собственных интересов способны отказаться от интересов других людей. Человек, не ощущающий единства с Богом через благоговейное отношение к Нему, принятие Его воли во всем, совестливую жизнь, непрерывное улучшение характера и образа жизни, может быть или не быть нравственным. Верующему надлежит быть таковым.

    Куда подевалась хваленая советская нравственность, о которой с упоением ностальгируют представители старшего поколения?! Почему сердца советских граждан окаменели и продались капитализму современной России? Ответ прост: без искренней веры в Бога человек становится похожим на животное, для которого инстинкт самосохранения является важнейшим. У человека же, в отличие от животных, есть способность осознанно соблюдать заповеди, изложенные в Священном Писании. Это, образно говоря, правила движения по жизни, позволяющие не навредить ни себе, ни остальным лицам.

    Памятник – это образ, который проникает в подсознание и сильно влияет на мировоззрение человека. Поэтому желательно в памятниках запечатлевать то, что помогает обществу становиться более любящими и нравственными.

    Возмущение мусульманина вполне понятно, ведь ислам весьма строг в вопросах нравственного поведения, чего нельзя сказать, например, о православии, католичестве или протестантизме.

    Правда, всегда важна цель, ради которой человек, общество и государство действуют. Если цель – сохранение любви, укрепление единства, помощь человечеству в развитии, то можно смело действовать. Если же цель – пиар, отстаивание своей правоты, а не поиск истины, желание щелкнуть кого-то по носу, то даже безупречное по форме действие будет гнилым по содержанию.

    23 голоса(ов) (19%)