- Валерий ФедоровЭксперт
Нишевой просмотр ТВ обязательно останется и через 10, 20, 30 лет. С появлением кино не исчез театр, а кино не исчезло с появлением телевизора. Так и в этом случае будут появляться всё новые и новые виды медиа, но старые вряд ли исчезнут. Они займут отдельные ниши, хотя и более узкие, чем раньше.
Уверенности в том, что молодежь массово будет смотреть ТВ, нет, но вполне возможно, что она будет к этому приходить по мере взросления. Взять, к примеру, коньяк – достаточно пафосный напиток, которые молодые люди, как правило, не пьют, предпочитая другие. Однако в какой-то момент, после 30 или 40 лет, некоторые начинают выбирать именно его. Возможно, что с телевидением произойдет то же самое. В молодости все - новаторы и нигилисты, но с течением времени в человеке появляется больше консерватизма и даже реакционности в каком-то смысле.
Важно еще и определение, что считать телевидением: сам аппарат (экран на стене или коробку с кинескопом на специальной тумбе), или всё же телевидение – это контент, который создается специальной компанией, телеканалом, студией. Контент этот может распространяться как угодно: и традиционным эфирным вещанием, и спутниковым, и через Youtube или свои собственные платформы. Уже понятно, что ТВ – это не просто канал, это контент, и он никуда не уйдет. ТВ – это, в первую очередь, видео, а не текст.
Существует еще фактор, четко отслеживаемый в 2022 году: как только случается что-то действительно серьезное, что влияет на твою жизнь, жизнь близких и больших групп людей (коронавирус, начало СВО, частичная мобилизация), это сразу же вызывает рост телесмотрения. Ценность проверенной, достоверной и надежной информации в такие моменты резко возрастает. Информационных интернет-свалок в этот момент оказывается недостаточно, люди ищут информацию, которой они могут доверять. Цена ошибки резко возрастает. В таких обстоятельствах телевидение берет реванш, его начинают смотреть все, в том числе и молодежь, которая вряд ли предполагала, что это случится. По мере успокоения и нормализации ситуации происходит отток зрителей, но лишь до следующего подобного шока.
20 голоса(ов) (33%) - Дмитрий ЖуравлевЭксперт
Возвращение молодежи к телеэкранам очень маловероятно. Нельзя сказать, что принципиально невозможно, но маловероятно. Принципиально невозможным это возвращение станет тогда, когда вырастет поколение без телевидения.
Современное поколение молодежи смотрело телевизор хотя бы в детстве с родителями и абсолютной идиосинкразии к ТВ не имеет. Телевидение уходит потому, что на смену ему приходит интернет, сила которого в иллюзии того, что информацию нашли лично вы. Поэтому такой информации вы доверяете куда охотнее.
Телевидение же – это одностороннее движение, монолог. Поэтому у молодежи возникает ощущение, что информация в интернете достоверна, а телевизору веры и правды нет. Причем не потому, что по ТВ говорят что-то неправильное или лживое, но поскольку телевидение – это монолог. И даже если ТВ будет постоянно говорить чистую правду, это не изменит ситуации в силу монологовой формы подачи информации. Нынешняя молодежь выросла в условиях формально диалоговых форм взаимодействия.
Безусловно, степень свободы интернета, в которую безоговорочно верит молодежь, весьма преувеличена. Те же поисковые системы могут фильтровать результаты, но, с точки зрения молодежи, интернет куда более правдив, чем ТВ. Поэтому необходима своего рода реструктуризация телевидения с монологовой формы на диалоговую, на некий интерактив. Как это сделать с технической стороны, я не знаю, но без этого молодежь не станет смотреть ТВ.
К тому же недоверие имеет свою инерцию, и если молодежь изначально не доверяет ТВ, то для значительной ее части вернуть доверие будет сложно и интерактивными формами телевидения. Это не зависит от власти и отношения к ней, молодые люди просто не доверяют монологовым формам. И для какой-то части молодежи этот поезд ушел уже безвозвратно.
Когда же появятся ребята, чьи родители не смотрели ТВ, а только сидели в интернете, то их к телевизору не вернет уже ничто. Их метавселенная обходится без телевидения и будет без него обходиться.
В советское время без телевидения жила высшая прослойка интеллигенции. И этот образ также еще больше убивает ТВ: раз в СССР без телевидения обходились самые умные и образованные люди, то вывод напрашивается однозначный.
Завоевывать интернет очень сложно. Дети уже вырастают на интернет-играх, что можно этому противопоставить? Шоу Андрея Малахова? Передачи такого рода осознанно рассчитаны на людей среднего и пожилого возраста, с этим к молодежи не пойдешь.
И это проблема не только телевидения, между средним/старшим поколением и молодежью существует колоссальный разрыв. Это касается даже нашего общего, казалось бы, языка, между нами есть и фонетическое различие. Мы можем использовать одинаковые слова, но содержание их будет разным. Многие тезисы, которые нам кажутся очевидными и не требующими доказательств, для них совсем неочевидны. Например, разнится даже отношение к СВО. Далеко не для всех молодых людей специальная военная операция обоснована и понятна. Причем речь идет не о каких-то ультралиберальных молодых людях, но и о средних обычных студентах.
Чтобы молодежь вернулась к телевизору, нужен телевизор, говорящий на ее языке. В свое время Пушкин реформировал литературный язык Державина и Грибоедова, сегодня требуется примерно тот же подход. Дело даже не в возвращении к телевизору, а в том, чтобы, как минимум, синхронизировать наши поколенческие культуры.
21 голоса(ов) (35%) - Илья ПереседовЭксперт
Вернуть молодежь к телевизорам очень просто. Для этого всех молодых людей нужно посадить в колонии строго или общего режима, где 40 минут перед отбоем уделяются просмотру ТВ.
Вопрос просмотра телевизора – это не вопрос качества контента, интересен ли он или нет. Это вопрос отношения к своему времени. Телевизор, в основном, смотрят всё же пенсионеры, вахтовики и пр., потому что у них линейно распределенное время.
Молодежь живет в другом временном континууме, они параллельно переживают несколько хронологических состояний. Они слушают музыку, одним глазом смотрят ролик на ютубе, а еще и переписываются в мессенджерах и т.д. Поэтому вопрос не к ТВ, а к тому, как сам человек управляет своим временем.
Чтобы вернуть молодежь к телевидению, нужно поместить ее в этот четкий временной континуум, но вряд ли это возможно будет сделать.
19 голоса(ов) (31%)