Телевидение находится в стратегической обороне, переходящей в стратегическое отступление.
Такой вывод следует из результатов исследования ВЦИОМ, озвученных руководителем Центра Валерием Федоровым на прошедшей вчера в Москве конференции Ассоциации менеджеров «PR-тренды 2023: правила игры корпоративных коммуникаций».
Россияне по-прежнему считают Центральное ТВ наиболее заслуживающим доверие источником информации. Однако за последние пять лет число тех, кто смотрит исключительно ТВ, упало с 23% до 17%. Число получающих информацию только из интернета при этом выросло с 13% до 28%.
Валерий Федоров говорит, что преобладающий тип медиа-потребления у нас – смешанный, когда люди пользуются как Интернетом, так и ТВ. При этом 24% россиян сейчас вообще не смотрят телевидение. Основная масса активных телезрителей – люди старше 45 лет и/или проживающие в сельской местности. В крупных городах таковых всего 9%. Среди молодежи только 1% участников исследования назвали себя активными телезрителями. По словам Федорова, за прошлый год телевидение смогло довольно значительно нарастить аудиторию в первой половине года, однако уже летом эта тенденция пошла на спад.
Нельзя назвать эти данные интересными только для специалистов. С интенсивностью просмотров телевидения прямо коррелируется такой важный показатель, как социальное самочувствие. По данным ВЦИОМ за декабрь 2022 года, среди активных телезрителей 78% называют положение в стране «хорошим в целом», 12% - «плохим в целом». В гибридной группе – 66 и 25%. Среди интернет-пользователей соответственно 46 и 49%.
Сам Федоров говорит, что сейчас существуют 4 разные России – глубинная, столичная, уехавшая и воюющая. У них разные интересы, заботы и разные типы медиа-потребления. Поэтому и не может быть универсальных рецептов повышения интереса к ТВ. В выигрыше оказались телеграм-каналы.
Если в 2021 году лишь пятая часть россиян относилась к их аудитории, то сейчас свыше половины населения читают телеграм-каналы.