Согласно данным Global Witness, по итогам 2023 года Евросоюз может импортировать из РФ рекордные объёмы сжиженного природного газа (СПГ), несмотря на заявления о стремлении отказаться от российского ископаемого топлива. Аналитики организации высказали удивление, что ЕС так сильно старались избавиться от российского трубопроводного газа лишь для того, чтобы заменить его эквивалентом в сжиженном виде. Редакция Publco обсудила тему с экспертами и спросили у них, почему Европа не может оказаться от российского газа.
Так, глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов отметил, что вопрос «может ли мировая экономика обойтись без российского газа?» сродни вопросу «может ли человек вдвое меньше есть?».
«Теоретически, может, но зачем ему это делать? Европейская экономика делает вид, что живет без российского газа, за 2022-2023 гг. серьезнейшим образом сократив объемы трубопроводного газа по сравнению с 2020-2021 гг. При этом в Европе на 20% и более упало и само потребление газа, неважно, российского или нет. Европейский Союз своими руками уничтожает часть своей индустрии. Да, европейцы живы и не замерзли зимой 22-23, но металлургия, химия и ряд других крупных энергоемких производств Европы уничтожены», - рассказал эксперт.
«Если же говорить о российских поставках СПГ в Европу, то здесь просматривается тактика Васисулия Лоханкина: днем голодаем, а ночью тайно лопаем борщ. Российский трубопроводный газ Европа не потребляет, но российский СПГ покупает, потому что есть еще разумные люди, которые понимают, что газовый баланс не сходится», - добавил Симонов.
Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач спрогнозировал, что доля российского СПГ в ЕС будет на уровне 20%. Он напомнил, что рекордные объемы поставок были уже в прошлом году, когда практически 90% российского СПГ, произведенного на Ямале и в Балтике, было отгружено в страны ЕС.
«При этом производители решили воспользоваться сверхблагоприятной конъюнктурой и гнали СПГ по максимуму, отложив все плановые ремонты и профилактические работы. На Ямале они проходят этим летом, что снижает общие объемы производства. Поэтому, по нашим оценкам, в этом году рекорда не будет, но доля поставок в Европу окажется очень высокой из-за ценовой премии и более удобной логистики», - заключил он.