ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Эксперты обсудили отечественный автопром

Эксперты обсудили отечественный автопром

4 июня на сайте Кремля опубликовали ряд поручений, утвержденных президентом РФ по итогам заседания Президиума Госсовета. Одно из них — рассмотреть вопрос о разработке требований об использовании в такси и каршеринге автомобилей российского производства. 


Редакция Publico обсудила с экспертами эту тему и задала им вопрос, что сегодня собой представляет отечественное производство легковых автомобилей?


Заместитель директора Центра исследований структурной политики НИУ ВШЭ Анна Федюнина считает, что на данный момент российский автопром перестраивается на отверточную сборку китайских автомобилей. Так появились  автомобили «Москвич-3» и «Лада X-Cross 5», которые, как отмечает эксперт, в реальности являются китайскими машинокомплектами, собранными на российских заводах.


«Говоря о перспективах отечественного производства легковых автомобилей, нужно понимать, смогут ли российские предприятия нарастить добавленную стоимость только от сборки к этапам цепочки с более высокой добавленной стоимостью», — отметила Федюнина.


Она также добавила, что сам процесс трансформации цепочки создания стоимости и перестройки ее на взаимодействие с китайскими партнерами потребует годы. Переход от отверточной сборки европейских автопроизводителей к тому, чтобы в России появились собственные производители хотя бы несложных автомобильных элементов и запасных частей, потребует 5-10 лет, уточняет эксперт. Федюнина подчеркнула, что в текущих условиях не наблюдается валового спроса со стороны иностранных инвесторов автопрома на российские активы ни с позиции зарубежных, индийских, китайских автопроизводителей.


«В условиях ограниченного спроса на российском рынке в силу снижающихся доходов населения осуществлять масштабные инвестиции в собственные заводы по производству автокомпонентов вряд ли выглядит привлекательной стратегией», — заключила эксперт.


Доктор экономических наук Игорь Николаев отметил, что оживление автомобильной отрасли наблюдается, но все еще недостаточное. Он добавил, что тот подъем, который сегодня наблюдается в производстве легковых автомобилей, еще не компенсировал прошлогодний спад.


«Что же касается использования отечественных автомобилей в сфере такси и каршеринга, то в мае 2022 г. было принято решение о том, что российские автозаводы могут выпускать машины без подушек безопасности, системы ABS, системы курсовой устойчивости. Все это влияет на безопасность движения, но каждый житель заинтересован в том, чтобы такси было безопасным видом транспорта», — считает эксперт.


По его мнению, системы ABS должны в скором времени начать производить в Костроме. Кроме того, если удастся решить проблему безопасности, то отечественные автомобили можно будет использовать в качестве такси и каршеринга.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров