Президент
РФ, по итогам заседания Президиума Госсовета, дал Правительству ряд поручений. Среди них – «рассмотреть вопрос о
разработке и применении требований к локализации производства автомобилей,
используемых при оказании услуг по перевозке пассажиров легковым такси и услуг
каршеринга, с учетом возможных объемов их производства российской автомобильной
промышленностью».
Переводя на
язык обывателя, получается примерно следующее: нужно разработать такие правила,
по которым машины, используемые в такси и каршеринге, должны быть сделаны в
России. Если, конечно, отечественный автопром может произвести достаточное
количество подходящих автомобилей. Доклад на этот счет правительство должно
представить до 1 сентября.
Сам факт
появления подобного поручения нельзя не приветствовать. Оно в полной мере
соответствует логике поддержки отечественного автопрома. Причем не столько на
имиджевом уровне, как в случае с проектом Аурус (напомню, что с 2018 года этот
автомобиль находится в президентском автопарке), сколько на промышленном. Объем
производства, который необходимо задействовать для насыщения автомобильного
рынка такси и каршеринга, несравним с объемом производства престижных авто.
Отсюда и научные разработки, и инвестиции, и рабочие места и налоговые
поступления.
Однако, для
того, чтобы приступить к выработке соответствующих правил, неплохо бы понимать
состояние отечественного легкового автопрома. Что он может предложить на
сегодняшний день?
Де-факто в
России выпускаются машины марок “Лада”, УАЗ, “Аурус”, “Москвич”, Haval и
Evolute. Из них только первые три являются продуктами отечественной разработки.
Понятно, что Аурус в каршеринге никто использовать не будет. Равно, как и УАЗ.
Рассмотрим оставшиеся.
Лада. По
мнению экспертов, лучшим массовым отечественным седаном на сегодня является “Лада
Веста”. Разработку можно считать отечественной, пусть и с применением
технологий Renault-Nissan. Другой относительно недорогой автомобиль, который предлагает
завод – «Лада Гранта». Он впервые появился на рынке в 2011 году, но для решения
задачи перемещения из точку в точку вполне подходит. Что до «Нивы», то этот
полноприводный и не самый комфортный кроссовер для нужд такси или каршеринга
использовать вряд ли целесообразно.
Липецкий
завод «Моторинвест» производит электрический компактный седан Evolute i-Pro.
Это слегка доработанный китаец
Dongfeng стоимостью три миллиона рублей. Важно, что нацелен этот автомобиль
именно на отечественные таксопарки. Существует даже государственная
скидка-субсидия в размере 925 000 рублей.
«Москвич» с
прошлого года продает китайский JAC JS4, только под своим именем. При
соответствующей господдержке, машина также может быть востребована в такси или
каршеринге.
Ну, и Haval
со своими моделями. Их примерная стоимость от 2 до 3 миллионов рублей.
Теперь
вопросы. Готово ли государство выделить дополнительное финансирование для
поддержки отечественных автопроизводителей? Ведь не секрет, что из-за возросших
военных расходов урезаются другие статьи. Например, в минувшем году расходы на
гражданскую науку были урезаны на 59 млрд. рублей. Как частный таксомоторный и
каршеринговый бизнес воспримет грядущий переход на отечественные авто? Сохранит
ли это нововведение приемлемую рентабельность? И, наконец, что представляет
собой ныне отечественный автопром? Достаточно ли у него мощностей, чтобы обеспечить
потребности оптовых заказчиков? Располагает ли отрасль потенциалом, чтобы
увеличить производство и обеспечить его полноценным
интеллектуальным и технологическим ресурсом? Обо всем этом рассуждают сегодня
эксперты на нашем сайте.