Российский автопром перестраивается на отверточную сборку китайских машинокомплектов
На сегодняшний день мы видим
перестраивание российского автопрома на отверточную сборку китайских
автомобилей. Так появились всем уже известные автомобили «Москвич-3» и «Лада X-Cross
5», которые в реальности являются китайскими машинокомплектами, собранными на
российских заводах.
Говоря о перспективах отечественного
производства легковых автомобилей, нужно понимать, смогут ли российские
предприятия нарастить добавленную стоимость только от сборки к этапам цепочки с
более высокой добавленной стоимостью. То есть, что еще российские производители
смогут прикручивать (в прямом смысле этого слова) к китайским машинокомплектам.
Сам процесс трансформации цепочки
создания стоимости и перестройки ее на взаимодействие с китайскими партнерами
потребует годы. Переход от отверточной сборки европейских автопроизводителей к
тому, чтобы в России появились собственные производители хотя бы несложных
автомобильных элементов и запасных частей, потребует 5-10 лет. Важно отметить,
что в текущих условиях не наблюдается валового спроса со стороны иностранных
инвесторов автопрома на российские активы ни с позиции зарубежных, индийских,
китайских автопроизводителей.
В условиях ограниченного спроса на
российском рынке в силу снижающихся доходов населения и относительно дефицита
осуществлять масштабные инвестиции в собственные заводы по производству
автокомпонентов вряд ли выглядит привлекательной стратегией. Все еще намного
проще продолжать продавать автомобили, пусть и не слишком крупными партиями, но
прощупывая таким образом рынок и наблюдая за ситуацией.
Если же России удастся в ближайшее время перейти на положительные темпы экономического роста, то и отношение зарубежных предприятий к вложениям в активы российского автопрома может измениться в позитивную сторону.