В минувшие выходные глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков предложил ввести продуктовые социальные карты:
«Такая инициатива имеет здравую основу, так как люди, испытывающие нужду, будут в любом случае, при любых обстоятельствах знать, что они обеспечены соответствующим минимумом продуктов, товаров, которые необходимы им для жизни».
Среди аргументов «за» инициативу: высокая инфляция в стране и тот факт, что сильнее всего рост цен бьет по малоимущим. На идею сделать этот проект общероссийским Аксакова подтолкнули планы калининградского губернатора Алексея Беспрозванных восстановить программу социальных карт в регионе в следующем году. На недавней прямой линии тот заявил:
"Я принял решение возобновить в следующем году социальную карту — она уже работала здесь очень короткий период. Мы ее в следующем году возобновляем, и она будет направлена на незащищенные категории граждан. На эту социальную карту эти граждане могут покупать необходимые продукты".
По мнению общественника Янина, предложенная Аксаковым мера могла бы помочь примерно 18 млн россиян, которые живут бедно, отмечает «МК». Эта программа могла бы быть успешной, если бы каждый такой человек получал бы для покупки продуктов питания 100 рублей в день, то есть 3 тыс. рублей в месяц, причем деньги можно было бы потратить только на покупку еды. Даже столь скромная сумма могла бы компенсировать часть того, что люди потеряли за последние годы из-за высокой инфляции. В этом случае годовые расходы госказны на эти цели составили бы около 720 млрд рублей — что посильно для бюджета, считает правозащитник.
Правда, есть и другие расчеты. Так, по словам основателя компании «OFFЛАЙН» Никиты Сенникова, если говорить о содержании продуктовых карт, в их набор могут входить хлеб, молоко, крупы, мясо, рыба, масло, овощи, фрукты и детское питание. Стоимость такой продуктовой корзины на одного человека оценивается в среднем в 5-6 тыс. рублей в месяц. Таким образом, для 15 миллионов человек программа обойдется бюджету примерно в 900 млрд рублей в год, а если количество получателей составит 20 млн, то расходы вырастут до 1,2 трлн рублей. Это внушительная сумма, составляющая 5-7% федерального бюджета, утверждает эксперт.
Комментируя инициативу калининградского губернатора, в пресс-службе правительства области добавили, что в первую очередь социальные карту получат пенсионеры, чей доход ниже прожиточного минимума. Если масштабировать этот принцип на всю страну, то надо учесть, что в России около 4 млн таких пенсионеров. При этом численность всего населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума в III квартале 2024 года составляет 11,8 млн чел. По мнению самих россиян, бедным в России уже может считаться человек, который зарабатывает менее 43 тыс руб в месяц. Такой результат показал опрос сервиса для поиска работы Superjob. С этой точки зрения, бедным окажется более половины населения страны, свидетельствуют данные Росстата. Так, на конец второго квартала доход ниже 45 тысяч рублей в месяц имели 54,1% граждан. Более четверти — 28,7% — жили на сумму до 27 тысяч рублей ежемесячно. Каждый седьмой, или 15,7%, получал до 19 тысяч рублей в месяц.
Так что наблюдатели довольно пессимистично оценивают перспективы создания подобной общероссийской программы. В ЛДПР тут же вспомнили не получивший одобрения в 2021 году в правительстве партийный законопроект продовольственных сертификатов. Согласно пояснительной записке, документом тогда предлагалось предоставлять такие сертификаты совершеннолетним россиянам, чем среднедушевой доход не превышает величину регионального прожиточного минимума трудоспособного населения. Сумма сертификата должна была составить 25 % от размера прожиточного минимума.
Некоторые предлагают смотреть на проблему шире и бороться не с последствиями бедности в виде нехватки денег на еду, а с ее причинами. Депутат Госдумы Валерий Селезнев – один из них. Комментируя предложение Аксакова, он написал:
«Предложение вернуться к продуктовым соцкартам опасно тем, что,по сути своей,в очередной раз в истории России легализует некое право государства на нищету части населения вместо мобилизации всей системы госуправления на реализацию основной задачи нацпроектов, а именно, достижения достойной и комфортной жизни для граждан страны».
В общем, как обычно. Разговоры в пользу бедных ведутся исключительно в интересах их участников.