ЮНЕСКО анонсировала открытие в 2025 году виртуального музея, посвященного похищенным культурным ценностям. Проект направлен на повышение осведомленности о проблемах незаконного оборота артефактов и их возвращении. Музей будет не только фиксировать утраченные произведения искусства, но и предоставлять подробную информацию об их происхождении, значении и усилиях по их возвращению.
Для создания виртуальных экспозиций будут использованы передовые технологии, включая 3D-модели, высококачественные изображения и образовательный контент. Проект будет доступен широкой аудитории через интерактивные истории и цифровые материалы. В создании музея участвует архитектор Франсис Кере, лауреат Притцкеровской премии 2022 года. Предложенный им проект подготовлен на основе архитектурных принципов, источником вдохновения для которых послужило дерево баобаб, имеющее большое культурное и духовное значение в Африке в качестве символа жизнестойкости и самобытности.
Так, начинается эра цифрового искусства, когда технологии помогают вернуть утраченные шедевры. В России именно в этом направлении уже сделаны первые шаги: проект Государственного Эрмитажа и компании «Интеррос», запущенный в 2023 году, помогает вернуть классические произведения в постоянную экспозицию и сохранить навсегда исчезнувший в материальной форме дореставрационный облик картины.
Так, первым итогом проекта стал выпуск 60 арт-токенов, по 20 на каждую из выбранных для реставрации фресок первой четверти XVI века мастерской Рафаэля из эрмитажной коллекции: «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис» и «Венера, вынимающая занозу». Токены были проданы коллекционерам и инвесторам, а вырученные средства использованы для дальнейших реставрационных работ, в частности, для восстановления полотна Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур».
Проект «Цифровое искусство» развивается своим чередом, а параллельно начинается биржевая торговля цифровыми финансовыми активами (ЦФА) на произведение современного искусства. Недавно Мосбиржа запустила на свою торговую площадку токены на работу Юрия Злотникова «Протосигналы #43» 1957 года. Объем выпуска составил 900 ЦФА по 1 тыс. руб. за каждый токен.
Так что новые музеи цифрового искусства, первым из которых станет в следующем году детище ЮНЕСКО, смогут базироваться на серьезной финансовой основе, создаваемой прямо сейчас, у нас на глазах визионерами от крупного бизнеса.