8 июля стало известно, что пять командиров «Азова*» вернулись на Украину бортом президентского самолета после переговоров Зеленского и Эрдогана в Стамбуле. В сентябре 2022 года их передали Анкаре в рамках обмена пленными между Россией и Украиной. Тогда уточнялось, что бойцы останутся на территории Турции до конца СВО.
10 июля министр иностранных дел РФ Сергей Лавров провел телефонные переговоры с турецким коллегой Хаканом Фиданом для обсуждения данной ситуации. Министры подтвердили необходимость сохранять и укреплять доверительный характер отношений между Москвой и Анкарой.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал в беседе с РИА Новости возвращение из Турции на Украину «главарей азовцев» прямым нарушением условий имевшихся договоренностей.
Редакция Publico обсудила с экспертами это событие и задала им вопрос, почему не соблюдаются политические договоренности?
Политолог, директор Института политических исследований и кандидат политических наук Сергей Марков считает, что решение по нарушению договоренностей о сдаче «Азова»* ставит под вопрос развитие отношений России и Турции. Эксперт отметил, что есть четыре версии, почему Эрдоган принял такое очевидно вредящее ему решение.
Первая версия: зная о том, что Россия откажется от зерновой сделки, решением об «Азове» Эрдоган заранее улучшает свой имидж, чтобы не выглядеть оскорбленным перед своими избирателями.
Вторая версия: НАТО давит на Турцию, и перед саммитом в Вильнюсе Эрдоган хочет сделать что-то для Альянса. Третья версия: Россия в последние недели очень сильно бьёт по турецким прокси в Сирии, Эрдоган разгневан, поскольку он не смог решить эту задачу, поэтому в отместку отпускает бойцов.
Четвертая версия: турецко-американская: американцы не стали устраивать «цветную» революцию против Эрдогана во время выборов, позволив ему снова стать президентом. Поэтому у Эрдогана появились некоторые обязательства.
Однако, как подчеркивает политолог, ущерб, который нанесен Эрдогану данным решением, настолько велик, что никакая версия его не компенсирует.
«Каким будет ответ России? <...> С высокой вероятностью можно сказать, что резких движений не будет. Стороны постараются сохранить свои очень взаимовыгодные отношения, но о том, что слову Эрдогана можно доверять, Путин уже вряд ли когда-то скажет», — считает Марков.
Эксперт подытожил: на данный момент резко снижается не только вероятность продления зерновой сделки, но и вероятность визита Президента России в Турцию.
Историк и политолог, доктор политических наук и директор Института Европы РАН Алексей Громыко подчеркнул, что нам неизвестно практически ничего о соглашении про бойцов «Азова»*, участвовала ли в нём Россия или это была двусторонняя договоренность между Анкарой и Киевом. «В этих условиях рассуждать о нарушении соглашений особого смысла нет», — добавил эксперт.
Однако он отметил, что существует международное право и Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 года, согласно которому интернированные не могут быть вновь приняты на военную службу до окончания военных действий.
«Видимо, продуктивнее разбираться с данной проблемой с этой стороны», — заключил эксперт.
*организация признана террористической и запрещена на территории РФ