В России все чаще поднимается вопрос возрождения идеологий и их важности для будущего развития страны. Редакция PublicO обратилась к экспертам с вопросом - Какой может быть будущая идеология России и возможно ли становление разумного консерватизма?
Так, ведущий эксперт Института прикладных политических исследований Высшей школы экономики (ВШЭ), сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин считает, что попытка ввести единую идеологию даже в условиях постукраинской общероссийской консолидации – это путь, ведущий к холодной гражданской войне, путь к разрушению этой самой консолидации.
«Ходить по граблям – любимая философская традиция России», - отметил эксперт.
Он рассказал, что социологические исследования показывают - все возрастные генерации, кроме группы 60+, выступают за идеологический плюрализм. Для идеологически чувствительных групп попытка введения одной идеологии, даже любимой мною консервативной, означает, что они вынуждены будут защищать свои идеологические воззрения, таким образом, разрушая постукраинский консенсус.
«Истоки самого консенсуса вовсе не идеологические, лишь философы и идеологи пытаются подбить под него подобные основания. Этот консенсус имеет под собой нравственную основу: люди сопереживали тем, кто страдал и погибал под бомбами в Донецке, и чувствовали себя нравственно обязанными поддержать их. Это, что называется, своего рода категорический императив, опираясь на который российская власть начала специальную операцию в Украине», - отметил Дискин.
Он пояснил разницу между идеологией и нравственным фундаментом. Идеология – это всегда сравнение ситуации с идеалом, а нравственная консолидация – это всегда выступление против того, что оскорбляет каждого. Таким образом идет упрощение общего понимания нравственных представлений.
«Путь нравственного развития предлагает широкий общественный альянс, включающий религиозную традицию, секулярную нравственность, упрочение нравственного фундамента. Это же будет укреплять и сложившийся украинский консенсус, а не разрушать его. Но если сейчас начать разговор о построении в России единого идеологического фундамента, то большего подарка нашим геополитическим врагам мы сделать просто не можем», - заключил Дискин.
Философ, профессор НИУ-ВШЭ Леонид Поляков указал, что говоря об идеологии, стоит вспомнить выступление Владимира Путина на Валдайском форуме 22 октября 2021 года, где он четко заявил: «Формируя свои подходы, мы будем руководствоваться идеологией здорового консерватизма». Сейчас он же говорит следующее: «Когда мир переживает культурный слом, значение разумного консерватизма как основы политического курса многократно возросло».
Таким образом, вопрос о разумном консерватизме – это вопрос не будущего, а нашего настоящего. Президент уже сформулировал государственную идеологию России. По словам философа, сегодня речь идет не о том, чтобы что-то еще придумывать, а о том, как эту идеологию воплощать в жизнь, особенно с учетом того, что до сих пор существует заблуждение относительно 13 Статьи Конституции РФ, где сказано об отсутствии обязательной государственной идеологии.
«То, что было запротоколировано в 1993 году в момент принятия Конституции в Статье 13, нужно читать следующим образом: «13.2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной». Следовательно, идеология может носить необязательный характер, но быть государственной, которую предлагает победившая на выборах партия и президент, а вот обязательной никакая идеология быть не может», - подчеркнул эксперт.
«Таким образом мы видим, что идеология России уже существует. Президент предложил ее не так давно, но еще до всех тех событий, которые вынудили к началу специальной операции. Декабрьские попытки объяснить нашим западным партнерам то, что не действовать перед лицом экзистенциальной угрозы мы не можем, не удались. Пришлось доказывать это наглядно. Дальше нам остается лишь объяснять и применять уже четко сформулированную президентом идеологию», - подытожил Поляков.
В свою очередь историк русской общественной мысли, публицист, педагог, кандидат исторических наук Сергей Сергеев подчеркнул, что судьба русского консерватизма тесно связана с ходом украинской спецоперации РФ, так как «дискурсивное обеспечение последней во многом заимствовано из идейного арсенала первого».
«Более того, подавляющее большинство современных консерваторов спецоперацию горячо поддержали и высказались гораздо более радикально, чем официальный агитпроп, призывая к полному демонтажу Украины как суверенного государства и ликвидации «украинства» как якобы искусственного политического проекта, - рассказал эксперт. - Таким образом, актуальный русский консерватизм взял на себя часть ответственности за происходящее и за, несомненно, тяжкие последствия этого. Если «горячая» конфронтация двух славянских держав сохранится надолго, такой имперско-милитаристский консерватизм вполне может стать государственной идеологией».
Если же произойдёт переход на мирные рельсы, по словам историка, консерватизм будет тотально скомпрометирован. В таком случае встанет вопрос о его серьёзной ревизии.
«Возможна ли она в духе американского палеоконсерватизма? Насколько я понимаю, один из ключевых элементов последнего – изоляционизм. Но в русском консерватизме этот элемент крайне слаб, он совершенно задавлен мейнстримом – мессианистским или прагматическим империализмом. И это касается не только нынешних спикеров, но и классиков – будь то Данилевский, Леонтьев, Вл. Соловьёв или Струве», - отметил Сергеев.
Он добавил, что потенциальным реформаторам придётся произвести радикальнейшую переоценку ценностей, отказаться от основ русской консервативной традиции и выдержать сопротивление чрезвычайно многочисленных и агрессивных ревнителей старины. Так что шансы стать полновластной идеологией России у консерватизма в этом случае невелики.