Решение об обязательной продаже экспортерами валютной выручки призвано укрепить рубль, снизить инфляционную угрозу и уменьшить ключевую ставку или предотвратить ее дальнейший рост. Об этом в беседе с Publico заявил заместитель директора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов.
Напомним, сегодня президент России Владимир Путин подписал указ об обязательной продаже выручки в иностранной валюте, получаемой отдельными российскими экспортерами по внешнеторговым договорам. В документе перечислены 43 группы компаний, которых коснутся нововведения. Они затронут компании ТЭК, металлургии, химической и лесной промышленности, экспортеров зерна.
«Ставка резко выросла в последние недели именно в целях борьбы с “курсовой” инфляцией, то есть с инфляцией, связанной с ослаблением рубля и ростом цен импортных, а за ними и остальных товаров внутри России. При этом я и ранее говорил не раз, что введение на время капитальных ограничений в той или иной форме может и ключевую ставку с инфляцией снизить, и — как косвенный эффект — повысить эффективность бюджетно-налоговой политики», — отметил эксперт Миронов.
Он добавил, что введение контроля капитальных потоков в форме обязательного возврата валютной выручки имеет свои минусы, но они сейчас, по мнению Миронова, компенсируются значительными плюсами, так как при этом «одним выстрелом убивается сразу два или три зайца». Как объясняет эксперт, дело в том, что, с точки зрения экономической теории, в условиях ограничений на движение капитала при сохранении режима плавающего валютного курса макроэкономический режим кардинально меняется в сторону расширения спектра возможных мер антикризисной политики.
«В рамках вполне применимых сейчас к российской ситуации макроэкономических моделей (имеется в виду известная модель Манделла-Флемминга) можно сказать следующее. Если при плавающем курсе и свободном движении капитала наиболее эффективным инструментом макроэкономической корректировки является только денежно-кредитная политика, а стимулирующая бюджетно-налоговая политика может приводить к чрезмерному укреплению реального курса рубля и снижению чистого экспорта, то во втором случае теоретически высокоэффективна и денежно-кредитная, и бюджетно-налоговая политики. При этом в реально сложившихся условиях бюджетному стимулу нет реальной альтернативы, так как понятно, что при неукорененных инфляционных ожиданиях денежно-кредитная политика в России вынужденно носит устойчиво жесткий характер», — пояснил Миронов.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.