План развития Северного морского пути (Севморпути, СМП) фактически формирует новую экономику Арктики. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин на стратегической сессии по развитию СМП.
«Фактически формируется новая экономика Арктики», — сказал он. Мишустин добавил, что в рамках реализации плана предусмотрено создание единого инфраструктурного комплекса, в том числе строительство более 50 ледоколов и судов ледового класса, портов и терминалов, аварийно-спасательных центров, а также создание орбитальной группировки спутников. Инвестиции для реализации плана в ближайшие 13 лет составят порядка 2 трлн рублей, из которых около 600 млрд рублей предусмотрены в федеральном бюджете.
Глава Правительства заявил, что ряд проектов для развития СМП уже реализован. Например, создана современная система управления, которая повысила эффективность судоходства и его безопасность. С космодрома Восточный запущен спутник радиолокации ледовой обстановки, являющийся частью этой системы. Кроме того, построено три атомных ледокола, в том числе самый мощный в мире — «Арктика». Завершено строительство и морского терминала «Утренний» в Обской губе. Запущены также регулярные каботажные рейсы атомного лихтеровоза-контейнеровоза «Севморпуть» с северо-запада России на Дальний Восток и обратно.
«Очень важно создать единый инфраструктурный комплекс, в который войдут новые порты, технические и аварийно-спасательные станции, системы мониторинга погоды и льдов, а также управления движением на всём протяжении Севморпути. Включая вывод на орбиту в текущем году, с опережением графика, пяти метеорологических спутников, которые обеспечат непрерывное наблюдение и помощь на всех арктических маршрутах», — уточнил премьер-министр.
Он также заявил, что Северный морской путь является ключевым элементом повышения транспортной связанности самых труднодоступных территорий. Мишустин добавил, что Правительство подготовило законопроект о северном завозе, который уже прошел первое чтение в Государственной Думе.
Премьер-министр подчеркнул, что на доставку в удаленные районы грузов, критически важных для людей и организаций, приходится порядка трети от общего объема перевозок морским транспортом.
«Динамичные и надежные потоки строительных материалов и оборудования необходимы, чтобы реализовать столь масштабные проекты, как «Арктик СПГ», которые ведут за собой развитие смежных отраслей и в целом арктических и дальневосточных регионов», — добавил глава Правительства.
Мишустин обозначил задачу Правительства: обеспечить рентабельную грузовую базу. Для этого подписано 6 соглашений с ключевыми инвесторами (это «Восток Ойл», «Новатэк», «Газпром нефть», «Норильский никель», «Северная звезда» и «Баимская»). В рамках данной работы ведущие арктические компании в ближайшие годы намерены увеличить объем перевозок до уровня свыше 190 млн т. Результатом реализации таких проектов станут дополнительные поступления в бюджет – более 20 трлн рублей.
Премьер-министр отметил востребованность СМП, поскольку этот маршрут является кратчайшим для транзита товаров из стран Юго-Восточной Азии и Китая в порты Европы. Кроме того, к проекту проявляют интерес компании из Индии. Мишустин также подчеркнул, что сейчас складываются благоприятные условия и для развития туризма в Арктической зоне: ежегодно Крайний Север посещают более 1,5 миллиона туристов.
«Сектор гостеприимства имеет один из самых высоких мультипликаторов для экономики. Особенно много он создает рабочих мест», — сказал премьер-министр.
Он добавил, что необходимо подготовить дальнейшие шаги по развитию СМП, в том числе выработать меры по перенаправлению грузовой базы с Запада на Восток, строительству судов ледового и неледового класса, развитию морских портов за пределами акватории пути.