Российские авиакомпании «Аэрофлот», S7 Airlines, Utair и Smartavia, согласно отчётам британского поставщика авиаданных OAG, в прошлом месяце показали наихудшую пунктуальность рейсов в период с февраля по декабрь 2021 и 2019 годов: 71,8%, 62%, 57,8% и 65,1% соответственно. В январе ситуация не улучшилась и задержки, а также отмены рейсов происходили по всей стране. Редакция PublicO пообщалась с профсообществом и экспертами о причинах такой непунктуальности российских авиалиний.
Так, президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов указал, что причинами таких задержек могут быть и другие факторы, а не только погодные условия, традиционно неблагоприятные в зимний период.
«Например, исправность воздушных судов. Не все авиакомпании могут обеспечить необходимый парк машин в надлежащем состоянии для большого количества рейсов. В свою очередь и само количество рейсов просто превышает количество самолётов, которые могли бы на них быть задействованы, таким образом и возникают задержки», - сказал он.
Председатель редакционного совета портала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий высказал мнение, что снижение показателей авиакомпаний по пунктуальности произошло естественным путем из-за сильного сокращения объемов перевозок по очевидным факторам. Соответственно сократилось и количество самолетов, задействованных в расписании, и количество рейсов.
«На первый взгляд, кажется, что раз стало меньше полетов, то рейсы должны и меньше опаздывать, но получается совершенно наоборот. Современная система обеспечения регулярности полетов базируется на принципе динамического резервирования», - сказал эксперт.
Он пояснил, что динамическое резервирование представляет собой схему, при которой в случае задержки рейса, вместо одного самолета предоставляется другой - с другого рейса, уже прилетевшего в аэропорт. И так по цепочке, пока задерживающийся рейс не займет в этой цепочке свое место. Но динамическое резервирование работает, когда самолетов и рейсов много.
«Но теперь самолетов и рейсов мало. Выполняться может один рейс в сутки на малозагруженном направлении. И, соответственно, если на этом рейсе самолет не приходит вовремя, то ему на замену другого самолета нет. И если есть задержка рейса в пять часов, то она и будет длиться пять часов, а если сутки – значит, сутки. Это, конечно, крайний случай. <…> Российская погода всегда неидеальна, и в этих условиях сокращение полетов естественным образом ведет к тому, что задержки рейсов возрастают. Именно этим объясняется провал показателей авиакомпаний по пунктуальности. В подобном нет чьей-то злой воли, за этим не просматривается желание авиакомпаний заработать, это просто естественный результат снижения регулярности полетов», - подытожил Синицкий.
В свою очередь генеральный директор ассоциации гражданской авиации "Аэропорт" Виктор Горбачев отметил, что основных причин для таких задержек две: погода и недостаток персонала. Причем, причины это объективные, с которыми сталкивается не только Россия, но и вся Европа.
«Люди, которые на аэровокзале обслуживают рейсы, не всегда успевают выполнить свою работу, например, по погрузке и разгрузке багажа. Люди, которые работают на перроне, не успевают чистить взлетную полосу от постоянно идущего снега. Персонала не хватает и в аэропортах, и в авиакомпаниях. Машины есть, есть техника, но обслуживать их не всегда получается вовремя из-за нехватки людей, хотя все сотрудники стараются. К тому же в декабре погода преподносила сюрпризы – то завьюжит, то заметет», - уточнил Горбачев.
Он добавил, что также же авиакомпаниям не хватает бортовых команд. На каждую машину должно приходиться, как минимум, два-три резервных экипажа, но их нет. Есть или один резерв, или его нет вообще. Поэтому в декабре и происходила такая ситуация с задержками рейсов.
«Пусть аэропассажиры нас за это извинят», - попросил Горбачев.