Чем больше обсуждений культуры и споров вокруг нее, тем лучше
Если говорить конкретно о ситуации вокруг
Третьяковской галереи, то существуют разные точки зрения на персону Зельфиры Трегуловой, но скажу о себе: за
годы ее руководства я ходил в Третьяковку так часто, как никогда ранее за всю свою
жизнь. Трегулова действительно сделала свои площадки интересными; как будет теперь, – неизвестно.
Пока понятно, что у новой начальницы Третьяковской
галереи Елены Проничевой опыта именно
в отношении обращения с художественными фондами и организации серьезных выставок
нет. Конечно, осуждать человека заранее не следует, но за ее действиями будут следить
пристально, и такой контроль необходим. Мы заинтересованы в том, чтобы Третьяковка
оставалась хорошим местом, а, может быть, стала еще лучше.
Что же касается доносительства в культурной
среде, то эти вопросы следует разделить. Например, если кто-то застал какого-то деятеля
культуры в его частной жизни в неподобающей обстановке и хочет уличить его в чем-то
нехорошем (ест ложками икру, когда страна голодает, к примеру), то это неправильно.
Подобное, действительно, можно назвать доносом, когда раскрываются частные сведения.
Что же касается публичных проявлений культуры,
самого искусства, то оно и делается для того, чтобы его обсуждали. Поэтому когда
кто-то возмущается или, наоборот, восхищается каким-то произведением, представленным
нам, в этом я не вижу никаких признаков доноса. Мы как раз и должны это делать.
Это прекрасно, что та или иная выставка,
спектакль, книга вызывает споры. Человек может заявить о том, что в какой-то книге,
получившей какую-то премию, встретил «нехорошее слово», говоря условно. Предполагается,
что эту книжку прочитают другие люди. Важно, как относиться к такой информации.
Нужно ли гоняться за деятелями культуры
и пытаться привести их в соответствие с нашими частными представлениями, что такое
хорошо и что такое плохо? Это большой вопрос, но чем больше обсуждений культуры
и споров вокруг нее, тем лучше.