Ключевой фактор успеха Москвы заключается в комплексном подходе
Существует такой термин в информационно-технологической отрасли, не очень распространенный, тем не менее мы в компании его активно используем. Этот термин называется «лоскутная автоматизация», она заключается в том, что крупные корпорации или крупные организации, к которым в плане менеджмента можно отнести и Москву, то есть, очень большие системы с большим количеством кадров, людей, клиентов (или так называемых стейкхолдеров), — используют огромное количество разрозненного программного обеспечения (ПО). И когда мы говорим о каких-то крупных компаниях, которые зачастую не очень эффективны в части информационных технологий, мы видим явный пример лоскутной автоматизации.
Компания закупает огромное количество дорогостоящего программного обеспечения, будь это от зарубежных или российских разработчиков. Все это ПО по отдельности работает хорошо, а между собой начинает либо плохо передавать информацию, либо один программный продукт «кладет» другой программный продукт, то есть, начинает тормозить. В сухом остатке пользователи видят торможения, какие-то баги, ошибки, утечки информации. Более того, такие крупные компании, закупающие разрозненное программное обеспечение, создают огромные риски в части информационной безопасности, потому что по пути образуется огромное количество бэкдоров, откуда происходят утечки персональных данных.
Так вот, Москва пошла по радикально иному пути. Столица изначально пыталась (можно, наверное, с одной стороны это критиковать, с другой стороны, в стратегическом отрезке времени это дает явные преимущества) программировать, разрабатывать или как минимум дорабатывать какие-то решения в рамках единой комплексной взаимосвязанной системы — создавая единый организм.
Таким образом, мы получили целый ряд порталов, сервисов, которые работают как по отдельности, так и в рамках единых агрегаторов. Например, к порталу Госуслуги подключено большое количество отдельных сервисов Москвы, и вы можете через Госуслуги быстро зарегистрироваться в нужном МФЦ или получить какой-то сервис или услугу, а можете отдельно зайти на какой-нибудь портал, который тоже принадлежит Москве, и там все то же самое сделать, и все это между собой будет синхронизировано.
И ключевой фактор успеха нашего города или ДИТ (Департамента информационных технологий) Москвы как раз заключается в этом комплексном подходе. Да, он дорогостоящий, да, на коротком промежутке времени существует большое количество минусов, потому что, помимо цены, любая разработка своего программного обеспечения — это долго, и здесь в первый момент может казаться, что это неэффективно. Но в долгосрочной перспективе это дает результаты.
Здесь важно отметить, что идти по такому пути могут себе позволить только самые-самые финансово сильные структуры и организации. Это не какой-то универсальный рецепт для любой компании, нет: здесь речь идет именно о сверхприбыльных или сверхобеспеченных организациях, к которым опять же можно отнести Москву.