Крупные компании с госучастием часто выступают в качестве поглотителей небольших перспективных компаний
Крупные компании с госучастием часто выступают в качестве поглотителей небольших перспективных компаний
Специфика кризиса, связанного с пандемией коронавируса, состоит в том, что основной его удар пришелся на сектора, которые как раз состоят из малого и среднего бизнеса, – это торговля, туризм, различные виды услуг и т.д.
Сектора, наиболее пострадавшие в кризис, не вертикально организованы, а находятся в горизонтальной координации. Вертикально организованные сектора бизнеса – это компании с четкой вертикальной цепочкой, завязанной с каким-либо производством. Поэтому поддерживать вертикально организованные компании гораздо проще: достаточно помочь замыкающим цепочку, и позитивные изменения коснутся всех звеньев.
В горизонтальных секторах это не так, поэтому и помочь им сложнее. Не может один крупный торговый магазин выступать заказчиком у мелкого магазина, не может крупная турфирма быть заказчиком у мелкой турфирмы, в горизонтальном секторе нет четкой подчиненности. Поэтому и в поддержке нуждается каждое предприятие и компания, а их довольно много. В этом есть определенные сложности, и говорить, , что предложение Минэкономразвития гарантирует результат, вряд ли возможно.
Как будет это предложение осуществляться – большой вопрос. У нас делается решающая ставка на компании с госучастием, они должны отвечать и за технологии, и теперь еще и за малый бизнес. Вероятно, это проявление желания создать некую вертикаль с понятной ответственностью. И хотя я не считаю, что это бесполезное решение, но только оно одно не поможет в сложившейся ситуации.
Можно сказать, что малый и средний бизнес нужно интегрировать в сети субподряда. Иначе получается, что он ориентирован на локальные ниши, а гораздо важнее, когда небольшие предприятия интегрируются в цепочки формирования стоимости – национальные и глобальные. Но в этом процессе есть два базовых ограничения. Первое – малые компании менее производительны, чем крупные. Второе – существует также цифровой и технологический разрыв между крупными компаниями и компаниями небольшими. Поэтому везде вводятся программы преодоления этого разрыва. И такие программы по развитию компетенций небольших компаний, конечно, очень важны.
Но есть и прямо обратные процессы. Мы говорим про развитие сетей субподряда, но известно, что именно крупные компании с госучастием часто выступают в качестве поглотителей небольших перспективных компаний на рынке. Этот процесс спорен, он нуждается в дополнительной оценке. Но в силу его получается, что какие-то сети субподряда, наоборот, сжимаются, а потенциальные национальные чемпионы исчезают. Крупные госкомпании — это субъекты с очень существенной рыночной мощью, это нужно иметь в виду.