Роль малого бизнеса в нашей стране занижена
Роль малого бизнеса в нашей стране занижена
Роль малого бизнеса в нашей стране занижена. Она могла бы быть выше, что отмечают и эксперты, и политики, на это ориентирован и один из национальных проектов. Есть традиционные формы поддержки в виде включения мероприятий в государственные программы, в некоторых регионах создаются специальные структурные подразделения по работе с малым бизнесом, но действительного эффекта для развития пока еще нет. Пока сформирован лишь потенциал наращивания этого эффекта, но нужно честно признать, что значительная часть усилий все еще не дает ожидаемых результатов.
Несколько лет назад появилось явление самозанятых, и мы до конца еще не понимаем, как будут сочетаться формы самозанятости населения и малого бизнеса. Ведется целенаправленная работа по вовлечению компаний малого бизнеса в систему государственных закупок, что правильно. Ту квоту, которая закрепляется органами государственной власти и компаниями с госучастием при осуществлении закупок в сфере малого бизнеса или социально-ориентированных некоммерческих организаций, необходимо пересмотреть, но, к сожалению, в условиях несовершенства законодательства о закупках и сложившихся процедур, это тоже вряд ли даст должный эффект.
Мы понимаем, что тот малый бизнес, который будет участвовать в закупках госструктур, либо должен быть де факто аффилирован с какими-то крупными структурами, либо быть узкоспециализированным, что ограничивает возможности осуществления конкурентных закупок. В этой связи адекватный рецепт, что же делать, найти сложно.
Отчасти копирование практики вовлечения малого бизнеса в государственные закупки идет из Японии или Южной Кореи. Там компании включают в себя головное предприятие, сочетающееся с многочисленными поставщиками отдельных компонентов, отдельных продуктов для итогового товара. Но в наших условиях структурирование вертикально-интегрированных компаний происходит по-другому. Тем более, при доминировании государственного участия это структурирование будет иметь целый ряд законодательных ограничений, поэтому добиться результатов таким путем будет очень сложно.
Гораздо продуктивнее было бы формирование более честной институциональной среды, которая способствовала бы конкуренции именно на локальных рынках, поскольку сферой деятельности малого бизнеса, как правило, является не страна, а потребители, сосредоточенные в пределах одного региона, одного населенного пункта. И для этого нужно развивать формы не только экономической, но и политической конкуренции.
Добиться должного результата можно лишь при комплексном решении вопроса, а не просто предоставлением льгот или созданием специальных организаций, занимающихся поддержкой малого бизнеса.