«Миллион призов» повышает потребительский спрос в сложный для бизнеса момент
Что касается программы стимулирования потребительского спроса «Миллион призов», то делать вывод о том, что она могла повлиять на выбор москвичей, конечно, нельзя. У людей свой электоральный выбор, он исходил из других обстоятельств, из других симпатий или антипатий. Могла ли программа повлиять на явку, тоже вопрос, о котором можно рассуждать, но косвенно. То, что программа кого-то привела, кто не собирался голосовать, и голосовал только из-за нее — представляется скептичным, поскольку в Москвелюди достаточно инертные.
На что же могла повлиять программа «Миллион призов»? Конечно, на выбор способа голосования, то есть не на само решение — голосовать или не голосовать, безусловно, не на решение, за какого именно кандидата, но на способ — повлиять могла.
По социологии, которая проводилась за несколько месяцев до выборов, мы видим динамику, что москвичи доверяют дистанционному электронному голосованию и так. Но, конечно, какое-то влияние акция оказала — преимущественно, на мой взгляд, на выбор способа голосования, а не на принятие решения о голосовании вообще или выборе кандидаты или политического субъекта или кандидатов, за кого.
Акция программы «Миллион призов» продолжается даже после выборов. И тут содержится очень важная вещь, поскольку оппозиция высказывала массу сомнений по поводу этой акции. Но совершенно очевидно, что в ней заложено, — именно помощь людям и бизнесу в сложные экономические моменты для бизнеса, стимулирование спроса. Потому что если бы выводы недовольных были верны, то после окончания голосования все моментально прекратилось бы. А мы видим, что программа «Миллион призов» продолжается именно потому, что она должна выполнить свою задачу: ее применение на голосованиях связано с тем, что в эти моменты можно охватить как можно больше потребителей. Я напомню, что программа проводилась не только при голосовании, но и, например, по вакцинации.
Обвинения, которые мы слышим в адрес «Миллиона призов», мне представляются, мягко говоря, надуманными. А продолжается программа, потому что должна выполнить свою цель: повысить потребительский спрос среди москвичей в сложный для бизнеса момент. Сейчас это связано с ситуацией в экономике из-за санкционного давления.