Москва строит многополярный православный мир будущего
Сегодня Русская православная
церковь призвана решить историческую задачу — восстановить глобальный
православный мир, разрушенный политическими амбициями и сомнительными
богословскими идеями Константинопольского патриархата. Для решения этой задачи
у церкви есть все: интеллектуальное наследие православной мысли, а также
традиционно уважительное отношение к суверенитету иных поместных церквей. В
отличие от так называемого Константинополя, Москва не стремится к единоначалию,
Патриарх Московский не пытается стать православным римским Папой. Москва
привержена каноническим нормам и строит многополярный православный мир
будущего.
По сути, Россия
уже несколько столетий является мировым центром православия. Даже в советские
годы Русская православная церковь обладала значительным влиянием в
международном пространстве. Кроме того, надо учитывать духовное,
интеллектуальное и культурное влияние русского православия: прямое — через
богословие и философию, косвенное — через культуру, науку и искусство.
С учетом этого
фактора можно смело говорить, что ни одно по-настоящему значительное явление
мысли и культуры ХХ века не избежало воздействия русского православия. След
влияния русского православия можно найти в философских системах персонализма,
экзистенциализма, неотомизма, в философии Хайдеггера, Ясперса, в творчестве
Рабиндраната Тагора и братьев Манн, даже... во Всемирной Декларации прав
человека!