Московский патриархат — один из крупнейших центров мирового православия
Мне кажется, что вопрос, может быть, не совсем
точно поставлен. Потому что, с одной стороны, в православии не может быть
какого-нибудь единого мирового центра, как, например, Рим в католицизме. Может
быть, отчасти Константинопольский Патриарх на это претендует, но единого центра
православия нет и эти претензии вполне обоснованно оспариваются.
С другой стороны, Русская Церковь безусловно
является одним из крупнейших центров мирового православия, и трудно себе
представить, что она перестанет им быть. Об этом говорит вся ее история,
богословские школы и просто огромное количество верующих, ее моральный
авторитет, во многом основанный на подвиге новомучеников советской эпохи.
Можно, конечно, рассуждать о качестве и неоднородности этих верующих, но это
уже опять-таки второстепенная вещь. Регулярно практикующие, причащающиеся везде
составляют среди верующих довольно незначительное меньшинство. При этом существуют
авторитетные богословские школы, существуют люди, которые пытаются осмыслить
христианскую жизнь в современных условиях, на высоком уровне делают
богословскую науку. В этом смысле Русская Церковь является одним из центров
мирового православия и не может перестать им быть.
При этом, мне кажется, более важный вопрос о
том, какие тенденции здесь возможны: увеличение роста этого влияния или
наоборот его уменьшение или падение, каково качество этой веры и её конвертация
в дела. Относительно этих вещей действительно могут быть колебания и вопросы.
Здесь есть некоторые тенденции, которые с моей точки зрения являются достаточно
тревожными, хотя они во многом исторически определены. Мне кажется, что в
ближайшей перспективе, скорее всего, мы будем видеть некоторое снижение этого влияния,
если, конечно, не удастся что-то тут изменить.
Истоки этих проблем коренятся главным образом
в советском периоде. Казалось бы, прошло уже больше 30 лет с тех времён, но
какие-то факторы действия той катастрофы, которая постигла русскую церковь:
страшных гонений, давления мощного государственного аппарата, к сожалению,
продолжает сказываться. Немалую роль сыграли и первые постсоветские годы,
которые для многих людей оказались очень трудными как в материальном, так и в
моральном плане.
Здесь есть две фундаментальные вещи. Первое —
это большая степень архаизации сознания верующих, связанная с физическим
уничтожением или изгнанием наиболее активных верующих, религиозных мыслителей,
церковных иерархов. Качество веры в советское время очень существенно падало,
христианское сознание сильно архаизировалось. Это выражается в апокалиптических
настроениях, высоком уровне фундаментализма в церковном сознании, в странных
идеях типа «царебожничества», процветании конспирологии, априорном недоверии к
любым изменениям — все это может быть более распространено и более влиятельно,
чем нам видится. Казалось бы, это какая-то, как говорят некоторые
исследователи, «околохрамовая среда», но в действительности она мне кажется
более влиятельной. Это негативно сказывается на авторитете церкви в обществе и
в международном сообществе, на ее способности к интеллектуальной работе с
современными вызовами.
Второй негативный для церкви момент, тоже восходящий
к советским временам, — это высокая степень зависимости от государства, от той
повестки, которую задаёт государство, это поддержка тех действий, которые
осуществляет государство, иногда чрезвычайно рискованных с христианской точки
зрения. Прежде всего, это касается украинских событий.
Мне кажется, если бы мы занимали здесь какую-то
более дистанцированную, более миротворческую позицию — а Церкви органически
присуща миротворческая позиция (за каждой Литургией мы молимся о мире всего
мира), — то, конечно, авторитет Церкви в мировом православном сообществе и в
мире вообще был бы гораздо выше. Это бы позволило совершенно по-другому
посмотреть на всё происходящее, осмыслить этот мировой кризис с христианских
позиций.