Наращивание грузоперевозок по Севморпути не должно быть самоцелью
Огромное значение Северного морского пути определяется тем, что это один из всего двух наземных маршрутов, которые соединяют западную и восточную части страны — Центральную Россию и Зауралье. Вторым является бывший Сибирский тракт, ныне Транссибирская магистраль, и идущее примерно в том же коридоре шоссе, которое только в последние годы стало круглогодично действующим. Получается, что существует один сухопутный маршрут по югу и один северный по морю, кроме них запад и восток России соединяют только авиарейсы.
В этом смысле, конечно, Северный морской путь имеет стратегическое значение, прежде всего, для поддержания транспортной связности внутри России, особенно в нынешних сильно осложнившихся условиях. Но при этом основные факторы увеличения грузооборота СМП — это не внутренние перевозки, а экспортные: вывоз сибирского, а теперь и не только сибирского сырья на приоритетные рынки.
В последние годы Северный морской путь стал одной из ведущих «визитных карточек» России в Арктике. Таковой он являлся с 1930-х гг., когда был впервые более-менее системно освоен. Однако в последние годы СМП приобрёл очень большую значимость, прежде всего в связи с уникальным ростом его грузооборота — примерно с 2 млн тонн в начале прошлого десятилетия до 35 млн в этом году, в 17 раз за какие-то 12—13 лет! Это колоссальные темпы для реального сектора экономики, имеющие мало равных и в отечественной, и в зарубежной практике.
Вызывает, однако, определённые вопросы, как это увеличение грузооборота осуществляется и обосновывается. Пока основную грузовую базу для СМП составляют наши экспортные проекты, связанные с добычей сырья в Арктической либо приарктической зоне и его вывозе (преимущественно в непереработанном виде) на экспортные рынки: ранее — на европейские и азиатские, теперь — преимущественно на азиатские.
С одной стороны, это действительно очень значимый маршрут, особенно в нынешних условиях, когда Россия в большой степени утратила доступ на традиционные для себя западноевропейские рынки сбыта. Рост грузооборота по СМП послужил также основой для наращивания и давно уже назревшего обновления нашего ледокольного парка, потому что до последних лет Россия основывалась на атомных ледоколах, построенных ещё в советский период. Сроки их службы были уже около 30—40 лет, и, конечно, ледоколы требовали серьёзной замены.
С другой стороны, так или иначе это вывоз сырья, что не вполне, на мой взгляд, соответствует задачам, поставленным и в Основах государственной политики в Арктике 2020 года с поправками, внесёнными в этом году, ни с задачами Энергетической стратегии России до 2035 года, ни с теми поручениями, которые давал президент Путин на совещаниях по развитию Арктической зоны и по развитию ТЭК в апреле 2022 года.
Тогда ставился вопрос о преимущественном развитии внутреннего рынка сырья и его глубокой переработки. В Основы государственной политики России в этом году президентом были внесены точечные и очень значимые поправки. В частности, сказано, что социально-экономическое развитие Арктической зоны должно стать, во-первых, комплексным, во-вторых, инновационным.
Поэтому наращивание грузоперевозок по Севморпути не должно быть самоцелью, это должна быть стратегически значимая задача, но в общем контексте освоения российской Арктики и развития российских пространств в целом. На 2024 год формально по майскому указу президента грузооборот по СМП должен составить уже 80 млн тонн, то есть более чем удвоиться за год; по другому указу — 90 млн тонн.
В последние пару лет возникло определенное соревнование в лучших советских традициях. Руководство высокого уровня начало строить очень оптимистичные прогнозы с увеличением грузопотока чуть ли не до 270 млн тонн к 2035 году.
Думаю, такие цифры достижимы, но потребуют очень большого напряжения усилий. И основной вопрос стоит о том, чтобы этот параметр был сбалансирован с развитием Арктической зоны в целом, с наращиванием флота, с наращиванием наших собственных судостроительных компетенций и, самое главное, с обеспечением должной степени рентабельности.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.