Северный Морской путь — объективная альтернатива Суэцкому каналу
У Северного Морского пути яркие перспективы, поскольку объём грузоперевозок постоянно растёт. Уже сегодня по итогам 2023 года должно быть перевезено 36 млн тонн. Если мы сравним объём грузоперевозок на пике в советское время, то это было порядка 7 млн тонн, а сегодня мы перевозим 35! Очевиден рост более чем в 5 раз. В следующем году планируется перевозка 72 млн тонов тонн, и это практически удвоение цифры от текущей. Изначально плановые цифры были установлены президентом Путиным на 2024 год в 80 млн тонн, но даже 72 млн — это очень приличный объём. СМП активно развивается.
В 35 млн тонн грузоперевозок СМП в 2023 чуть больше 2 млн тонн — это транзитные грузы. Очень важно, что СМП это не только арктическая полимагистраль для вывоза российских углеводородов, продукции минерально-сырьевого комплекса, но и перспективная транзитная магистраль для перевозки грузов. Особенно это стало очевидным с момента начала всех трагических ближневосточных событий.
Заявление Израиля о полной блокаде сектора Газа и потенциальное вовлечение Египта в ближневосточный конфликт могут теоретически привести к блокировке Суэцкого канала. Сегодня судоходство там коррелируется с очень высокими военными рисками. Для судовладельцев и грузоперевозчиков это означает рост страховых премий, которые они должны уплачивать при страховании груза судна. Итоговая дельта ложится в себестоимость перевозимой продукции, что, безусловно ослабляет её конкурентоспособность на мировых товарных рынках.
Северный Морской путь совсем иначе выглядит с экономической точки зрения, и это важный момент, который будет только наращиваться. Ещё до начала всех событий на Ближнем Востоке в конце сентября контейнеровоз под названием «Newnew Polar Bear» прошёл из Шанхая в Калининград и зашёл в Санкт-Петербург. На мой взгляд, это красноречивое подтверждение тому, что та самая невидимая рука рынка, о которой говорил в своё время классик политэкономии Адам Смит, расставляет всё по своим местам.
Можно сколько угодно политизировать российские арктические проекты, говоря о том, что всё это нужно только России, что всё это дорого, экономически невыгодно, но заставить бизнес, тем более, международный, делать то, чего он не хочет, невозможно. «Newnew Polar Bear» прошёл ещё до начала всех событий, а сейчас привлекательность СМП объективно становится очевидной.
Также нельзя забывать ещё о следующем: в ООН зарегистрировано порядка 190 государств. Примерно для 140 из них Китайская Народная Республика является главным внешнеторговым партнёром — из Китая товары идут во все страны. Очевидно, что для этого товарооборота нужна определённая логистика. Конечно, для государств, которые находятся в относительной близости к КНР, доставка грузов может идти иным путём. Но всё же для большей части Европы Северный морской путь — по сути дела объективная альтернатива Суэцкому каналу.
Поэтому нынешний объём транзитных грузов порядка 2 млн тоже может и будет расти. При правильном позиционировании СМП Россия станет по-настоящему высокоэффективным транзитным государством с развитой сервисной экономикой. Для нас эти транспортно-логистические доходы в Арктике могут стать вторым источником дохода после добычи углеводородного сырья.
Подписывайтесь на Publico в Дзен.Новости, а также следите за экспертными дебатами и комментариями к главным событиям дня в нашем telegram-канале.