Объем грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) побил очередной рекорд. Вчера в Штабе морских операций Росатома сообщили, что по нему уже перевезено 35 млн тонн грузов. Год назад показатель немного не дотянул до этой цифры, но до конца 2023 года планируется перевезти еще около 1 млн тонн грузов. При этом даже в Советском Союзе максимальный объем перевозок, достигнутый в 1987 году, составил 7 млн тонн.
Чемпионский рейс «Норникеля»
20 декабря в порт Мурманск дизель-электроход «Талнах», принадлежащий «Норникелю», доставил 13 тыс тонн груза. Именно они позволили достичь показателя в 35 млн тонн. Проводку судна в акватории Северного морского пути обеспечивали моряки атомного ледокольного флота.
«Норникель» — первопроходец освоения Северного морского пути. В этом направлении компания плотно работает с «Росатомом» по долгосрочному и уникальному по продолжительности контракту, который рассчитан до конца 2041 года с возможной пролонгацией до конца 2051 года. Всего «Норникель» привлекает у «Атомфлота» два атомных ледокола — типа «Таймыр» («Вайгач») и «Сибирь» проекта 22220. Новейший атомоход «Сибирь» с начала прошлого года осуществляет круглогодичную навигацию на линии Мурманск/Архангельск — Дудинка и работает в Енисейском заливе, обеспечивая коммерческую скорость проводки.
Прошедшие две зимне-весенние навигации стали рекордными по количеству судозаходов в порт Дудинка за всю историю круглогодичной навигации. Рост грузопотока определяла реализация больших инфраструктурных проектов «Норникеля», таких как Серная программа и Программа реновации Норильска.
«Сегодня, как раз буквально в ночные часы, 35-миллионная тонна была перевезена, и до конца года ежедневно планируем перевозить по 100 тыс. тонн. В итоге стремимся к 36 млн тонн. В 1987 году в Советском Союзе рекорд перевозок по СМП составил 7 млн тонн. Сегодня в ночные часы в России поставлен новый исторический рекорд, перевезена 35-миллионная тонна»,
— отметил спецпредставитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов.
Он подчеркнул, что Северный морской путь определен президентом России Владимиром Путиным одним из стратегических приоритетов развития. Как отметили в «Росатом», грузопоток в акватории Северного морского пути демонстрирует стабильный рост. При этом госкорпорация проводит большую работу по созданию привлекательных условий для работы в Арктике. Советник гендиректора ФГУП «Атомфлот» Андрей Теницкий рассказал, что на сегодняшний день 34% работников Росатомфлота — младше 35 лет.
«Арктика интересна юношам и девушкам. Молодежь привлекает работа на новых универсальных атомных ледоколах: современное отечественное оборудование, уникальные технологии и надежность. Но на этих судах есть и заметный карьерный рост»,
— добавил он.
В «Росатоме» считают, что новые рекорды Северного морского пути демонстрируют перспективность создания единого логистического пространства страны.
Фактор хуситов
В нашем мире все тесно связано. На фоне войны в секторе Газа йеменские боевики-хуситы из движения «Ансар Аллах» начали ракетные атаки на израильские суда в Красном море, а потом и на все суда в этом регионе вообще. В результате, как пишет сегодня японское агентство Nikkei, общий объем мировых морских перевозок сократится на 20%.Транспортные компании были вынуждены изменить маршруты по меньшей мере 120 контейнеровозов, которые вместо экономически выгодного маршрута по Красному морю и Суэцкому каналу идут в порты Европы и Америки вокруг Африки.
По состоянию на 20 декабря транспортным компаниям пришлось изменить маршрут доставки более 1,6 млн контейнеров. По данным Bloomberg, обходной путь вокруг Африки занимает лишние 7, а то и 10 дней. При этом каждая перевозка обходится в дополнительный миллион долларов.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова в этой связи отмечает особую роль СМП для мировой экономики:
«Все это лишний раз подчеркивает важность диверсификации международных морских магистралей, в том числе и через Северный морской путь (СМП) – как кратчайший маршрут из Европы в Азию. Посмотрим на статистику: 11 из 17 крупнейших мировых портов на сегодняшний день находится в Азии. По оценкам экспертов, к 2040 г. около 40% всей мировой экономики будут приходится на Индию и Китай. На сегодняшний день Северный морской путь уже активно функционирует. По данным Администрации СМП, в 2022 г. было выдано около 1000 разрешений судам на плавание в акватории СМП, отказано в удовлетворении всего 31 заявке (причем большинство отказов – судам под российским флагом)».
Владимир Панов из Росатома добавляет важную деталь:
«Уже в этом году был поставлен новый рекорд — рекорд транзитного грузопотока, который был полностью восстановлен: перевезли 2 млн 127 тыс. тонн. Этот груз был перенаправлен с Суэцкого канала на Северный морской путь. Этот рекорд стал возможен благодаря труду тысяч людей, работающих в Арктике компаний».