Потолок цены на нефть не работает так, как его задумывали изначально
Страны G7 приняли
решение не менять потолок цены на нефть во многом потому, что их устраивает
статус-кво. Если что-то поменять, будет чётко видно, что потолок цены не
работает так, как его задумывали изначально. Его хотели сделать своего рода
«морковкой», которую должны нести перед носом у России и заставлять её
продавать нефть дёшево. Эта «морковка» — услуги по транспортировке нефти.
С одной стороны,
западные страны были заинтересованы, чтобы Россия сохраняла большой экспорт и
насыщала мировые рынки, чтобы не возникало дефицита и, соответственно, цены не
поднимались до высокого уровня. С другой стороны, они хотели заставить Россию,
чтобы она всё-таки торговала по ценам 60 долл. и ниже, постоянно заманивая
доступностью флота: если вы хотите, чтобы вашу нефть вывезли, вы должны
торговать 60 долл. за баррель, тогда будут доступны услуги международного рынка
перевозок.
Но на практике мы
видим, что это не работает. Мировой флот, который перевозит ближневосточную,
американскую и прочую неподсанкционную нефть, вообще не работает с Россией.
Суда международного флота не готовы вывозить российскую нефть, даже если она
стоит меньше 60 долларов за баррель. Неожиданно для санкционных регуляторов США
и стран Запада перевозчики не готовы выступать в качестве приманки. Они считают
российскую нефть токсичной и вообще не хотят связываться с её перевозкой, боясь,
что их подведут под санкции, ведь не до конца понятно, как их выполнять.
По идее, собственник танкера
и страховая компания, которая должна застраховать перевозку, должны взять
справку у российской компании, сколько стоит российская нефть, которая
заливается на танкер. Что это за справка, какая форма у неё должна быть? Что,
если там будет указана фиктивная цена — 10 долл. за баррель? Собственник судна
обязан проверять достоверность предоставленных данных или нет? Есть масса
вопросов, поэтому тот флот просто не занимается перевозкой, и приманки из него
сделать не получилось.
При этом сформировался
отдельный сегмент международного флота, который полностью игнорирует введенные
санкции и работает на перевозку российской, венесуэльской, иранской нефти. Эти
суда зарегистрированы на всевозможные офшоры; они работают, невзирая на то,
сколько стоит российская нефть.
Если бы западные страны
поменяли потолок цены, снизив его до 50 или 40 долл., от этого ничего бы не изменилось
— сколько судов работало с российской нефтью, столько бы и продолжило. Стало бы
понятно, что санкции не работают так, как планировалось. Важен факт, что сами
санкции есть, но какие они, совершенно неважно. Поэтому европейцы и американцы
не хотят делать так, чтобы это заметили и все стало очевидным откровением, а
потому не стали ничего менять.
В предыдущей методике
определения потолка цены указано, что каждые 2 месяца она должна быть
пересмотрена и уменьшена на 10% от средней цены российской нефти за предыдущие
2 месяца. Но возникает вопрос: какую стоимость брать за среднюю? Urals? Если
Urals, то как определить среднюю стоимость? Это средняя стоимость в портах
Индии, например, где право собственности на российскую нефть переходит уже к
индийским компаниям? Или это суммарно вся российская нефть? Тогда получается,
что надо учитывать сорт ВСТО (ЕSPO), сахалинские сорта нефти, а они никогда с
момента введения этих санкций ниже 60 долл. не опускались.
Получается, что средняя
стоимость российской нефти выше 60 долл. Тогда опять же нужно признать, что
санкции не сработали, и надо поднять потолок цены. Это будет политически плохо
воспринято в странах Запада, поэтому потолок цены остался прежним.
Что касается рублёвых
доходов, то чем слабее рубль по отношению к доллару, тем больше в рублёвом
выражении Россия зарабатывает. Но так как бюджет у нас формируется в рублёвом
выражении, то и пополнение бюджета увеличивается. Возникает вопрос, где этот
баланс между курсом рубля и доллара и, соответственно, пополнением бюджета,
объёмами экспорта, и так далее. Сказать точно, будет ли исполнен наш бюджет
так, как он задумывался в начале года, сейчас никто не сможет, потому что
неизвестно, какова будет средняя цена нефти. В бюджете заложена 70,1 долл. за
баррель, и курсовая разница около 68 руб. за долл., а также определенные объемы
эксперта.
Но теперь постоянно
меняется и курс, и объём экспорта, и цена, поэтому наверняка сказать сложно,
что выйдет в итоге. Большинство аналитиков прогнозируют, что второе полугодие
будет более удачным: мы заработаем на экспорте нефти больше, чем в первом
полугодии. Скорее всего, такую динамику мы увидим.
Главный позитивный
фактор — это то, что скидка на российскую нефть снижается. По объёмам мы
полностью перешли на азиатские рынки, но по-прежнему даём довольно большую
скидку. Основная задача нынешнего этапа — как можно быстрее уменьшить скидку на
российскую нефть, чтобы мы вошли в нужные параметры бюджета.