ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Благотворительный сервис на mos.ru собрал 27 миллионов рублей
Благотворительный сервис на mos.ru собрал 27 миллионов рублей
Ирина Мерсиянова
Ирина Мерсиянова
13 июль 2022

Регулярные пожертвования делают 10%, а эпизодические — 41% россиян

Это очень интересный факт, что на государственной платформе собрано 27 млн рублей в интересах негосударственных благотворительных фондов. Успех такого рода усилий зависит от влияния нескольких факторов.

Во-первых, вовлеченность россиян в денежные пожертвования достаточно высока. По данным мониторинга состояния гражданского общества, который ведется в возглавляемом мною Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, за последний год делали денежные пожертвования регулярно или эпизодически 51% взрослых россиян (18+). Причем регулярные пожертвования делают 10%, а эпизодические — 41% россиян.

Во-вторых, пока еще организованная благотворительность уступает вовлечению россиян в непосредственные формы помощи, когда они делают денежные пожертвования, будучи никем неорганизованными. В нашем списке предпочитаемых форм совершения пожертвований лидируют формы непосредственной помощи нуждающимся: милостыня (50%), личная помощь (33%), помощь через родных и близких нуждающихся (12%). Обращение к благотворительным институтам значительно менее популярно: россияне не так часто жертвуют деньги через благотворительные СМС (15%), ящики для сбора средств (13%) и через Интернет (10%), тогда как пожертвования через благотворительные организации и социальные учреждения и вовсе находятся в числе аутсайдеров списка.

Таким образом, можно сделать вывод о низкой популярности институционализированной благотворительности в России. Несмотря на этот факт, нельзя не выделить наметившуюся в последние годы тенденцию на изменение ситуации: стихийные пожертвования постепенно сдают позиции формам совершения благотворительных платежей, опирающимся на личные связи жертвователя. В частности, подача милостыни и сбор средств через ящик-копилку для пожертвований стремительно теряют популярность, в то время как сбор средств по месту работы или учёбы и через знакомых набирает популярность.

Также постепенно растёт популярность использования информационных технологий для совершения пожертвований и доля платежей в местные благотворительные организации. При этом хоть и не сильно, но устойчиво снижается процентная сумма всех данных респондентами ответов. Это значит, что респонденты стали выбирать меньшее количество вариантов, отвечая на данный вопрос со множественным выбором.

И на этом фоне, когда растет роль информационных технологий, а доля делающих денежные пожертвования россиян хоть и снизилась во время пандемии, но главным образом за счет передачи денег нуждающимся из рук в руки, мы выделяем влияние третьего фактора. Он заключается в том, что россияне чаще склонных доверять государственным инициативам, даже в сфере благотворительности, чем инициативам созданных обычными гражданами фондов.
Все это позволяет надеяться на то, что будет увеличиваться численность людей, которые на государственных электронных платформах будут готовы делать пожертвования негосударственным благотворительным фондам на помощь нуждающимся.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров