Рейтинги не станут частью обязательных показателей результативности работы университетов
Рейтинги не станут частью обязательных показателей результативности работы университетов
В мире существует несколько общепризнанных авторитетных рейтингов университетов. Одним из них, наравне с QS и ARWU, является рейтинг Times Higher Education – или как его называют чаще THE. Рейтинг оценивает университет с разных сторон, однако наибольшее значение имеют два фактора. Первый – это уровень академической репутации университета, она более чем на 30% определяет итоговую позицию университета в рейтинге. Примерно такое же влияние – около трети финальной оценки – оказывает международная публикационная активность университета и уровень цитируемости.
В этом контексте вхождение в THE – это всегда признание репутации и востребованности исследований конкретного университете. И, конечно же, факт, что 60 российских вузов признаются в общемировой повестке – вне всяких сомнений положительный и заметный результат. Особенно, понимая, что это результат целенаправленной работы последних 5-7 лет не только отдельных вузов, но и всей системы высшего образования – достаточно вспомнить гигантский проект «5-100», давший, наверное, старт и энергию всему этому процессу глобализации университетов России.
Однако при всей значимости достижений в рейтингах, важно сохранять к ним философское отношение. Не делать их самоценностью, самоцелью. Не считать, что высокие позиции означают отсутствие проблем или задач трансформации.
Для университетов рейтинги не просто способ сравнения, но отличный повод для организационной рефлексии. Например, вот здесь у нас много публикаций и мы сильны, а вот в коммерциализации результатов исследований есть что еще докрутить. Такой подход делает рейтинг не только витриной достижений, но инструментом роста. Поэтому абитуриенты, если и смотрят на рейтинги, то часто интересуются именно динамикой университета, пытаясь увидеть тот самый драйв развития.
В этом году стартует новая министерская программа развития университетов «Приоритет-2030». И что интересно, рейтинги не стали частью обязательных показателей результативности работы университетов, хотя в первых редакциях они таковыми являлись. Это очень мудрое решение. Мудрое тем, что подталкивает всю систему высшего образования утилитарно относиться к рейтингам, а усилия трансформации фокусировать на реальном изменении образовательных программ, исследовательской политике, реализации третьей миссии, т.е. инновациям и взаимодействию с сообществом.