
В начале учебного года СМИ опубликовали новость о том, что, по версии британского журнала Times Higher Education, 60 российских вузов вошли в рейтинг лучших университетов мира. Несмотря на высокий международный рейтинг учебных заведений, по итогам исследования рекрутинговой компании HeadHunter, более 90 процентов всех опрошенных работодателей заявили о низком уровне профессиональных знаний у россиян, окончивших ВУЗы в 2021 году. По их мнению, выпускники с трудом осваивают рабочий процесс, не имея прикладных знаний.
Спрос на профи эпохи технологий
Руководствуясь аналитикой на базе опросов компаний-работодателей с 27 июля по 20 августа, HeadHunter выявила, что большинство выпускников высших учебных заведений не просто имеют слабые профессиональные знания - они не являются квалифицированными профи в заявленной специализации. Также исследование выявило - институты и университеты продолжают обучать и выпускать высокий процент граждан, чьи профессиональные способности и навыки неактуальны в современных реалиях.
Согласно данным опросов, наиболее востребованными профессионалами на рынке труда стали технические специалисты (56 процентов). Самыми невостребованными профи, в свою очередь, являются выпускники спортивных учебных заведений (0 процентов), а также специалисты с художественным, педагогическим, медицинским, фармацевтическим, аграрным и естественнонаучным образованием. Кроме технических специалистов, высокий уровень востребованности имеют экономисты, социологи и выпускники строительных факультетов.
Ранее в ходе пленарной сессии ПМЭФ президент России Владимир Путин отметил рост уровня безработицы среди молодёжи.
"Есть ещё один вопрос, на который мы должны обратить внимание. Это молодежная занятость. Я уже сказал, что в целом по стране хороший показатель по занятости, мы практически вернулись к докризисному уровню (безработицы) в 4,9%. Но что касается занятости молодых людей в возрасте до 20 до 24 лет, то этот показатель совсем другой, он в разы выше. А по некоторым регионам до сих пор очень серьезный вопрос", - отметил Путин.
"Что касается молодежной занятости, мы это обсуждали в различных форматах, прошу правительство обратить на это внимание отдельно", -- резюмировал президент.
Прикладные знания в приоритете
Сегодня, на фоне ускоренного роста и бесперебойного совершенствования технологических процессов, сфера образования России претерпевает серьезный кризис, который должен изменить базовый подход к подаче знаний. Существенно трансформируется и ситуация на рынке труда за счёт трансформации методик обучения в пользу прикладных знаний.
"Современные вузы должны обеспечивать комфортное времяпровождение студенту 24 часа в сутки семь дней в неделю — «вай-фай, коворкинги, совершенно другие библиотеки, цифровые сервисы", - подчеркнул 3 сентября министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в рамках Восточного экономического форума.
- То, что всем требуются технические работники, обусловлено автоматизацией производственных процессов, - сказал "Известиям" генеральный секретарь Союза профсоюзов России (СПР) Евгений Куликов. - Однако профессионалов в этой области не хватает, потому что новые технологии появляются быстрее, чем обновляются образовательные программы, - отметил эксперт.
Дальновидный прогноз по поводу востребованности технических специалистов среди выпускников ВУЗов сделал в минувшем году руководитель пресс-службы HeadHunter Александр Джабаров. Он отмечал (что ценность молодых профессионалов с гуманитарным образованием существенно снижается, тогда как выпускники, компетентные в узких прикладных знаниях на стыке информатики и биологии, к примеру, будут нарасхват. Тогда же эксперт озвучил наиболее актуальные профессии на ближайшее время.
«Это биоинженер, биофармаколог, биоинформатик, проектировщик умной среды, специалист по робототехнике, специалист по кибербезопасности, специалист по альтернативной энергетике», — подчеркнул Джабаров.
Пресс-секретарь HeadHunter порекомендовал молодым специалистам постоянно повышать квалификацию и делать ставку на освоение новейших перспективных знаний, легко применимых на практике. «Это семинары, это онлайн-курсы и оффлайн-курсы, специальные программы при корпоративных университетах технологических компаний, стажировка или практика в технологической компании, которая уже занимается такими технологиями. Это самый лучший способ освоить новую цифровую профессию», — заявил он.
Вариант решения проблемы
Наличие проблемы всегда создаёт поток различных идей для её благополучного решения. Так, доцент Ставропольского филиала РАНХиГС Оксана Мухорьянова заявила на днях, что между высшими учебными заведениями и работодателями необходимо наладить и постоянно поддерживать связь.
«Автоматизация производственных процессов обуславливает необходимость подготовки биоинженеров, биоинформатиков, проектировщиков умной среды, специалистов по робототехнике, кибербезопасности, однако здесь необходима более тесная связь сузов и вузов с работодателями, поскольку на практике технологии обновляются гораздо быстрее, чем образовательные программы», — подчеркнула Оксана Мухорьянова.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин 4 сентября подписал постановление, позволяющее расширить перечень специальностей среднего специального образования, актуальных для технологического развития экономики России. Список пополнился 35 профессиями и 55 специальностями, находящимися в приоритете у государства, обучение которым поощряется стипендией правительства.
Российские ВУЗы в мировом топе
Несмотря на кризис и наметившиеся перемены в сфере образования, 60 российских высших учебных заведений, по версии Times Higher Education (THE), вошли в список лучших университетов мира. Всего в нынешнем году для участия в рейтинге было рассмотрено 1662 образовательных учреждения из 99 регионов мира. МГУ представил Россию в топ-200 лучших мировых университетов. Самые высокие места в списке дебютантов заняли Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова и Донской государственный технический университет.
"МГУ продолжает демонстрировать очень высокие показатели репутации среди академических кругов, у него также очень хорошие связи с промышленностью и бизнесом, а этот показатель - один из самых высоких в мире. Та же область, которая требует улучшения - цитируемость научных статей", - сказал корреспонденту ТАСС шеф-редактор рейтинга Фил Бейти.
В процессе рейтинга использовались 13 признаков, согласно которым рассматривались такие критерии, как вклад учебного заведения в инновации, цитируемость научных работ, качество преподавания, результаты исследований, способность университета привлечь наилучших специалистов.
Имея большой потенциал и высокие места в мировом рейтинге, российские ВУЗы закономерно мотивированы на модернизацию обучения студентов с учётом последующей стабилизации ситуации на рынке труда в России.