Ситуация в игровой индустрии России сегодня похожа на ситуацию десятилетней давности
Ситуация в игровой индустрии России сегодня похожа на ситуацию десятилетней давности
Говоря о рынках видеоигр нужно различать три понятия.
Первый – это игроки в России, которые покупают игры. Этот рынок, скорее всего, к концу года сократится в 10 раз, потому что основные продавцы игр из России ушли. Пока их не смогли заменить ни наши, ни азиатские платформы. Но объем этого рынка — более 2 млрд долларов по итогам прошлого года. Значит, на него попытаются выйти, возможно, азиатские игроки, а российские компании будут искать варианты, как работать, чтобы эти деньги не пропали, пока люди привыкли платить за игры и не вернулись полностью к пиратскому контенту.
Второй рынок — это компании, которые были созданы в той или иной степени в России и производили игры. Нужно иметь в виду, что большая их часть и раньше были юридически не в российской юрисдикции, а в льготных налоговых зонах типа Кипра или в тех, которые удобны для работы с инвесторами, такими как США. Поэтому основные денежные потоки проходили не через Россию, хотя определенная часть компаний была в российской юрисдикции, и какая-то часть до сих пор осталась.
Тем не менее, многие компании вывезли своих сотрудников, и это третий рынок — люди, которые делали игры, получали зарплаты и тратили деньги в России. В этом поле также произошли существенные изменения: по оценкам, не меньше половины сотрудников индустрии сейчас оказались за границей. С другой стороны, те, кто остались ищут способы, как продолжать работать на эти уехавшие русские или другие западные компании. Основное препятствие — это платежи между другими странами и Россией, в том числе, зарплаты частным лицам.
Ситуация в России сегодня похожа на ситуацию 10—15 лет назад. Скорее всего, произойдет откат в разнообразии жанров и будут развиваться в первую очередь игры Free to Play («фритуплейные», мобильные) и мультиплеерные сложные игры вроде тех, в которых в свое время задал планку World of Tanks.
Если в эти сферы пойдут инвестиции, то компании смогут те 2 млрд долларов внутрироссийского рынка удержать или вернуться к ним в течение короткого срока.
Для выхода на азиатские рынки нужно сделать несколько вещей. Во-первых, это очень специфические рынки, и существенная часть наших компаний не умеют работать с играми этих жанров — по крайней мере, не умели раньше, им придется осваивать их заново. Во-вторых, такие наиболее привлекательные рынки, как китайский, имеют очень серьезное законодательное регулирование, в том числе, для иностранных компаний.
Сейчас без существенного вмешательства нашего государства в то, чтобы нам помогли организовать упрощенное или хоть какое-то лицензирование для русских игр в Китае, говорить о быстром выходе на эти рынки не представляется возможным. Поэтому многие будут пытаться работать на восточном рынке, но в ближайшие год-два это точно не будет спасением индустрии.