На прошлой неделе в Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему «Российский геймдев: перспективы развития отрасли». В круглом столе приняли участие отраслевые эксперты, представители государства и общественности. Напомним, что геймдев (GameDev) — это отрасль IT, связанная с разработкой компьютерных игр.
В формате дискуссии спикеры обсудили актуальные проблемы в отрасли, необходимый план действий для развития отечественной игровой индустрии и популяризации геймдева. Также были рассмотрены успешные кейсы и проекты, которые уже существуют на рынке.
Одной из первых тем, затронутых в начале заседания, стала проблема «кадрового голода».
«В такой интенсивно развивающейся отрасли считаю важным обсуждать появление новых качественных образовательных программ по профильным специальностям, новых конкурсных проектов, привлекающих молодежь в индустрию», — отметил декан факультета права Высшей школы экономики и руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации, модератор круглого стола Вадим Виноградов. Также он акцентировал внимание на одной из существенных проблем — уход западных игроков геймдев-индустрии с отечественного рынка. «Важную роль в этом вопросе, на мой взгляд, могут сыграть государство и выработка правильных механизмов поддержки. К слову, некоторые из подобных инициатив уже успешно реализуются на практике», — добавил он.
Как рассказал сооснователь и генеральный продюсер Geeky House Вячеслав Уточкин, система грантов в России активно реализуется, однако компаниям, оставшимся на российском рынке, все еще необходима помощь и поддержка как с финансовыми вопросами, так и с юридическим регулированием. Также он затронул вопрос и о создании собственных метавселенных. «Западные индустриальные гиганты делают сейчас свои метавселенные, вкладывая туда миллиарды долларов. В России, на наш взгляд, было бы правильно посмотреть в это направление, и уже сейчас делать первые шаги к созданию своих метавселенных, чтобы к 2030 году мы сами могли влиять на умы мирового сообщества», — отметил эксперт. Его коллега, сооснователь Geeky House Никита Проскурин дополнил, что для развития этого направления необходимо привлекать внешних инвесторов.
Еще одна проблема, которая была отмечена спикерами круглого стола – имиджевая. «Сегодня в российском обществе сложилось спорное представление об индустрии гейминга. С этим необходимо бороться, показывать потенциал отрасли, развивать позитивный образ», - высказал свое мнение Александр Бодров, заместитель руководителя Организации развития видеоигровой индустрии.
«Объем мирового рынка по прогнозам Newzoo — это 196,8 миллиарда долларов. То есть, по сути, это означает, что видеоигровая индустрия в мире — это индустрия креативная номер 1. Это больше чем все кино, это больше чем вся музыка вместе взятые», - дополнил он.
Также Бодров подчеркнул важность кооперации отрасли и государства в развитии игровой индустрии в России и привел в пример успешные кейсы кооперации с Министерством цифрового развития и массовых коммуникаций и Министерством науки и высшего образования . По его словам, видеоигровые компании получают по линии Минцифры теже льготы, что и остальные IT-компании. Совместно с Роскультцентром и Минобрнауки был проведен митап по образованию в геймдеве. «По итогу митапа сделали резолюцию с конкретными предложениями по развитию образования. Сейчас она, собственно, на согласовании в министерстве. Если все пункты будут согласованы и приняты, это будет победа», — убежден эксперт
Потенциал российских игр отметили независимый игровой продюсер Вячеслав Макаров и Виталий Терлюк, основатель и генеральный директор ООО «Сиридар». Он есть как на внутреннем рынке, так и за рубежом. По мнению экспертов, одной из важнейших мер в вопросах поддержки отечественного геймдева должно стать продвижение российских проектов на иностранных рынках. «У нас не остается ничего кроме варианта делать на российском рынке российскими разработчиками игры для российских потребителей», — рассказал Макаров.
Исполнительный директор Geeky House Никита Проскурин рассказал о том, что индустрия нуждается в помощи государства также и по выходу российских компаний на международные конференции и создании собственных профильных мероприятий в России. В свою очередь генеральный директор WATT STUDIO Егор Томский добавил, что подобные конференции — единственная возможность полноценно общаться с игровыми разработчиками.
Руководитель всероссийского конкурса «Начни игру» президентской платформы «Россия — страна возможностей» Марьям Карпова, рассказывая о конкурсе, выразила намерение, что команда проекта готова стать соорганизатором такой конференции, ведь среди партнеров есть и образовательные организации. «Помимо работы с уже работающими специалистами, нам необходимо обучать специалистов на основе реальных кейсов и активно сотрудничать с потенциальными работодателями — игровыми студиями», — рассказала она. Геймдев — емкая индустрия. Она способна обеспечить рабочими местами огромное количество людей. Разработчики, художники, аниматоры, звукорежиссеры, маркетологи, продюсеры, аналитики, сценаристы, переводчики, — это далеко не весь список профессионалов, необходимых для создания качественного игрового продукта, - дополнила Карпова.
Во время круглого стола эксперты не смогли обойти вниманием и тему состояния киберспорта в России. Так, директор по стратегическим коммуникациям ESforce Holding Ярослав Мешалкин объяснил, что индустрия киберспорта может стать отличной площадкой для популяризации российских игр, если по ним будут проводиться регулярные соревнования.«Тем не менее, здесь, как и в геймдеве в целом, все еще остро стоит вопрос с кадрами», — подытожил Мешалкин.
Адель Сафина, обозреватель PublicO