Слова Дугина могут быть рассмотрены не как призыв к репрессиям, а призыв меняться
Я бы назвал философию Александра Другина
«философией шредера», то есть машины для уничтожения бумаги. По сути дела, то о
чём размышляет Дугин, это размышление в направлении уничтожения мыслей и
последующего наказания за сам факт мышления в определённом формате.
Есть ли основания для такого рода
философствования сегодня? Мне кажется, что они действительно есть, только при
одном обязательном условии: состояние войны с так называемым либеральным Западом
как цивилизационная война должно быть констатировано не просто по желанию философа,
оно должно быть признано законно.
Ситуация, в которой действительно
можно и нужно использовать эту машину шредера, оправдана только в том случае,
если мы все решим, что пора вводить военное положение и любое высказывание может
быть интерпретировано как помощь врагу. Тогда эти высказывания должны быть
запрещены, за них должно быть определено наказание вплоть до физического
уничтожения. Если воевать, то на всех фронтах: на идейном и ментальном уровне,
прежде всего.
В рамках философской конструкции и футуристической
антиутопии я бы не стал интерпретировать слова о репрессиях как повод для
предъявления обвинения Дугину в экстремизме. В этом смысле сама статья об
экстремизме избыточно широка. Может быть, как раз дугинский казус побудит того
же сенатора Клишаса поставить вопрос о том, чтобы само понятие экстремизма
могло бы быть более конкретно введено в судебно-правовые практики.
Думаю, что в этом размышлении Дугина
есть некая фундаментальная ошибка. Когда он говорит о либеральном Западе и приводит
факты радикального либерализма — cancel culture (культура отмены), woke culture
(культура проснувшихся людей) — это как раз и есть крайнее выражение
тоталитарной природы либерализма. На мой взгляд, Дугин ошибается, потому что и
культура отмены, и культура проснувшихся идут из той среды, которая борется с
проявлениями и историческим наследием колониализма.
Если искать союзников в нашем
цивилизационном противостоянии тому Западу, который сейчас выступает против нас
на Украине, то надо понять, что адепты такой среды – наши союзники. Они критикуют
этот самый западный либерализм, на счету у которого тяжёлое колониальное наследие.
Если выстраивать философию самозащиты, бороться по-серьёзному на ментальном,
идейном, идеологическом уровне с Западом в этой цивилизационной схватке, то
нужно понимать, с кем конкретно мы воюем, кому конкретно противостоим и какие
союзники на этом самом Западе у нас есть. И это первые союзники, которых не
нужно трогать и не стоит смешивать с Западом как таковым.
К тому же Александр Дугин совсем не
упоминает консерваторов, особенно в США. Он говорит о трёх идеологиях Нового
времени: либерализм, коммунизм и национализм. Но, на самом деле, одна из трёх
осевых идеологий — это, конечно же, консерватизм. Консерваторы в тех же
Соединённых Штатах (и особенно сейчас, когда уже почти начинается президентская
избирательная кампания) начинают проявлять себя как сила, активно выступающая
против либерального тоталитаризма.
«Философия шредера», цензуры и
репрессий — это умозрительная конструкция, которая не так чтобы призывает к
реальным практикам подавления всякого инакомыслия в любое время. Она остаётся в
рамках дискуссионной философской площадки, не более того. Хотя это может быть
рассмотрено и не как призыв к репрессиям, а призыв меняться. И в этом смысле может
возникнуть общественная дискуссия.
Ответ сенатора Клишаса адекватен. Он
ссылается на то законодательство, которое гарантирует нам свободу слова,
отсутствие цензуры и отсутствие наказания за определённого рода высказывания, запрет
на призыв к репрессивным действиям. Но Дугин действительно ставит вопрос очень
остро, вызывая на большую общественную дискуссию и о нашем отношении к Западу,
и нашем отношении к нашим либералам, к тем, кто по опросам ВЦИОМ, ФОМ и других
служб не одобряет специальную военную операцию, а это примерно 20% российского
общества. Постановка вопроса Дугиным требует дальнейшего размышления и
общественной дискуссии.