Индекс Индивидуального Рациона Питания (ИРП) населения страны как альтернативу «потребительской корзине», индексам «борща» и «оливье» выпустила команда аналитиков Института Стратегических Коммуникаций и Социальных проектов (ИНСТРАТКОМ).
Авторы исследования взяли за основу параметры Индивидуального Рациона Питания (ИРП), указанные в Приказах Министерства обороны. Реализацию амбициозного проекта поддерживают данные Росстата и портала ПРОДАЖИ В РФ, позволяя ранжировать по ценам и объемам систематизированные в оборонном ведомстве категории продуктов, их производителей и поставщиков. Исследование позволяет увидеть соответствие рациона питания населения идеальной картине ИРП, стоимость этого набора продуктов, динамику потребления и цен в каждой отдельной категории.
Примечательно, что данный рейтинг вышел в разгар активного обсуждения единогласной инициативы всех фракций Госдумы по законопроекту, который запрещает продажу несовершеннолетним энергетиков. Обсуждение этого вопроса более, чем актуально. Исследование ИНСТРАТКОМ наглядно показывает, что энергетические функциональные напитки занимают первое место по продажам среди укрупненных групп продуктов, включенных в так называемый ИРП. Также в «пятерку» самых популярных продуктов вошли мясо, кофе, чай и витамины.
«Что мы видим из содержания рейтинга в ТОП-5 продуктов, наиболее часто покупаемых россиянами, по объективной статистике, три позиции из пяти занимают стимуляторы – энергетические и функциональные напитки, кофе и чай, к ним, как можно констатировать, примыкает такая позиция как витамины, которые в ряде случаев также оказывают стимулирующий эффект и, также мясо. При этом, энергетические и функциональные напитки с серьёзным отрывом лидируют по динамике продаж, показывая, что покупка этого вида продуктов за I квартал 2024 года выросла практически на 1/6. Это не может меня как медика не удручать. Общеизвестен факт, что вещества (кофеин, экстракты гуараны и женьшеня и пр.), на потреблении которых основан их энергетизирующий эффект, вызывают привыкание с обязательным вероятным синдромом отмены, при прекращении их потребления. В таких условиях, вероятна ситуация, при которой бесконтрольное потребление таких продуктов приведет российское общество на грань психофизиологической зависимости от них целых страт, прежде всего, молодых людей, подобно тому, как около четверти века назад мировая медицина констатировала наличие зависимости от препаратов антидепрессантов у целого поколения, на преодоление которой было положено весьма много усилий», - Надежда Маркушина, врач-терапевт высшей категории.
Эксперты из разных сфер сошлись во мнении, что рейтинг FMCG по ИРП, представленный аналитиками ИНСТРАТКОМ, может служить «лакмусовой бумажкой», определяющей не только «пищевые» предпочтения жителей того или иного региона, но и оценить работу производителей и поставщиков в изучаемых категориях продуктов, которые определены как стратегически важные. Аналитики выделили 17 таких групп: мясо, крупы, растительное масло, овощи, паштеты, сыр, фрукты, чай, кофе, энергетические напитки, сахар, соль, перец, хлеб и хлебобулочные изделия, макароны, шоколад, витамины, дезинфицирующие салфетки.
«Представленный рейтинг позволяет сделать не только экономические, но и социологические выводы, - считает Татьяна Лихачева, к.с.н., профессор, член-корреспондент МАНПО, руководитель аналитического отдела ИНСТРАТКОМ. - Сегодня в отечественном, да и международном научном и общественном дискурсе, распространенной методикой выступает составление разнообразных рейтингов, которые представляют в иерархии самую разнообразную информацию. При этом рейтинги потребления продуктов питания населением той или иной страны имеют не проходящую популярность. Широкое распространение получили так называемые индексы, которые составляются на основе этих рейтингов потребления. Это, например, Рейтинг Биг-Мака, который The Economist рассчитывает и публикует с 1986 года и/или Рейтинг оливье, который рассчитывается в России с 2009 года. Представленный сотрудниками Института стратегических коммуникаций и социальных проектов Рейтинг FMCG по ИРП, как может показаться, является рядовым исследованием, сходным с, например, указанными выше. Однако это не совсем так! Приведенные выше примеры рейтингов имеют очень узкую направленность. Так Рейтинг Биг-Мака — это индекс цен, основанный на измерении паритета покупательной способности (ППС) между двумя валютами, позволяющий оценить, в какой степени рыночные обменные курсы приводят к тому, что товары стоят одинаково в валютах разных стран. В свою очередь, Рейтинг оливье - неформальный способ измерения годовой инфляции, на основе динамики цен на продукты, входящие в рецепт «салата оливье». Представленный рейтинг предполагает не только экономические констатации, но и даёт возможность сделать более широкие общественные выводы».
Проведенный анализ охватывает первый квартал 2024 года, но будет продолжаться в течение всего года. Это позволит увидеть ИРП 2024 в динамике, оценить потребительские предпочтения с точки зрения маркетологов, социологов, экономистов и специалистов в области здравоохранения, предложить поставщикам и ритейлерам новые решения во благо развития страны и поддержки здоровья населения.
Для справки:
Авторы исследования взяли за основу параметры Индивидуального Рациона Питания (ИРП), указанные в Приказе Министра обороны РФ от 21 июня 2011 г. № 888 «Об утверждении Руководства по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время», с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Министра обороны России от 29 декабря 2013 г. № 980. Документ был опубликован в «Российской газете» 18 августа 2011 года, а также занесен в правовые базы( https://base.garant.ru/55172034/#friends ). Реализацию амбициозного проекта поддерживают данные Росстата (https://rosstat.gov.ru/databases) и портала ПРОДАЖИ В РФ (http://продажи.рф/ ).