В Баку проходит 29-ая Конференция ООН Рамочной конвенции об изменении климата (COP-29). Это важнейшее мероприятие климатического переговорного процесса на глобальном уровне. Его участники признают за аксиому ускорение потепления климата Земли с соответствующими катастрофическими последствиями и пытаются найти способы его остановить.
Базовым документом этого процесса является Парижское соглашение по климату, в котором названо критическое увеличение мировой температуры - это 1,5 градуса от доиндустриального. Накануне бакинской конференции Служба ЕС по изменению климата Copernicus сообщила, что в 2024 году общемировая температура «почти наверняка» превысит этот порог.
Другими словами, задачи провалены и надо начинать все заново? Генсек ООН Антониу Гутерриш в своем выступлении в Баку косвенно подтвердил это, призвав начать работу над новым климатическим соглашением. Он также призвал экстренно сократить выбросы, чтобы ограничить рост глобальной температуры. Генсек ООН назвал конкретную цифру: выбросы должны сокращаться на 9% минимум ежегодно. Также он обозначил необходимость сделать больше для защиты человечества от разрушительных последствий климатического кризиса. По его словам, разница между потребностями адаптации и фактическим финансированием к 2030 году может достичь 359 млрд дол в год. Кроме того, Гутерриш призвал развитые страны помочь развивающимся и удвоить финансирование адаптации до минимум 40 млрд дол к 2025 году.
На этом фоне радует сообщение Bloomberg с климатической конференции о том, что крупнейшие банки развития обещают выделить 120 млрд дол на климатическое финансирование к 2030 году для развивающихся стран. Однако тут же агентство пишет, что цели по снижению парниковых выбросов к 2030 году недостижимы, нужные для этого триллионы долларов вряд ли появятся:
- Установленную мощность солнечной и ветрогенерации нужно утроить за пять лет, введя больше 7 ТВт мощностей. Только это требует 1 трлн дол в год.
- Суммарные выбросы в 2023 году выросли на 1,3% вместо необходимого для удержания потепления в пределах 1,5 градусов ежегодного снижения на 7,5%.
Профессиональные борцы с потеплением также вынуждены учитывать скептическую относительно «зеленой» повестки позицию избранного президента США, который вновь намерен вывести страну из Парижского соглашения и настроен на развитие традиционной энергетики. Кстати, не только он. «Зеленый» диктат в энергетике уже многим надоел. Недавно президент РФ Владимир Путин на Валдайском форуме выступил против ситуации, когда климатическая повестка превращается в инструмент для сдерживания развития.
В этом смысле символично само место проведения саммита. 98% энергоснабжения Азербайджана основано на ископаемом топливе, а около двух третей госдоходов поступают от экспорта нефти и газа. В ближайшее время Баку намерен увеличить нефте- и газодобычу на 14% от уровня 2023 года. На COP29 президент страны Ильхам Алиев заявил, что нефть и газ являются природными дарами и национальными ресурсами, и страны не должны подвергаться критике за их наличие и глобальный спрос на них.
Генеральный директор Exxon Mobil Даррен Вудс в беседе с журналистами в Баку косвенно поддержал Алиева, заявив, что спрос на нефть, бензин и дизельное топливо находится на «рекордно высоком уровне».
Политолог Сергей Марков о климатическом саммите в Баку пишет так:
«Саммит, видимо, покажет опять то же самое противоречие — главное политическое противоречие по климату.
1. Все согласны, что надо проводить активную экологическую политику. Чтобы среда была чище. И чтобы климат не изменился.
2. Богатые страны Запада говорят, что развивающиеся страны должны уменьшить промышленное производство, потому что у них оно быстро растёт.
3. А развивающихся страны говорят, что богатые страны уже сто лет загрязняют природу и достигли за счёт этого высокого уровня жизни. А развивающимся странам нужно достичь ещё высокого уровня жизни. И за экологическую политику должны платить богатые страны.
4. Так они и спорят уже 20 лет. Никто не хочет платить. И планы борьбы за климат срываются».
Другими словами, все эти климатические саммиты бесполезны? Может, вообще забыть про эти проблемы и жить, как будто никакого глобального потепления нет? Об этом и говорим сегодня с экспертами PublicO.