Объявленное под конец прошлой недели повышение ключевой ставки ЦБ до невиданных 21% по-прежнему в центре внимания всех, кто интересуется экономикой. Общее мнение меланхолично сформулировал экономист Андрей Нечаев:
«Кредиты станут дороже, экономический рост замедлится. Сдержит ли это инфляцию, будем наблюдать. Однако, есть некоторые сомнения, т. к. по мнению самого ЦБ главная причина инфляции — дисбаланс спроса и предложения. Спрос растет из-за наращивания бюджетных расходов и роста зарплат в связи с дефицитом рабочей силы. Предложение отстает, в том числе из-за удорожания и усложнения импорта. Удорожание кредитов сжимает его еще больше».
Пугает намерение ЦБ и дальше повышать ставку – называют 23%, 28%. Против этого возражают уже такие гранды нашей экономики, как ВТБ и Ростех. Так, недавно глава «Ростеха» Сергей Чемезов говорил, что «рекордный уровень ключевой ставки» – это «серьезный тормоз» для дальнейшего роста промышленности. По его словам, предприятиям уже невыгодно пользоваться заемными средствами:
«Просто если мы будем продолжать так дальше работать, то у нас практически большинство предприятий станут банкротами… Такой рентабельности – с более чем 20% – я, к сожалению, не знаю ни у одного бизнеса… Даже торговля оружием не дает такой прибыли. У нас, к сожалению, падает и экспорт высокотехнологичной продукции. Потому что если мы заключаем контракты на продукцию, производственный цикл которой более года, то, естественно, максимум получаем авансовый платеж 30–40%. Оставшиеся средства, необходимые для того, чтобы произвести эту продукцию, нужно брать в кредит. А при такой процентной ставке вся прибыль, которую мы предусматриваем, «съедается» процентами, которые вынуждены заплатить банку».
Проблемы и у Минфина. Министр Силуанов говорил, что федеральный бюджет России на 2025 год и плановый период 2025–2027 годов был разработан исходя из ключевой ставки Центробанка на уровне 15,1%. А тут 21% … Теперь ведомству нужно искать дополнительные ресурсы для сбалансированности федерального бюджета на 2025 и последующие годы. По некоторым данным, цена вопроса - 500 млрд рублей.
ЦБ говорит, что высокой ставкой он борется с главной угрозой экономике – инфляцией, стремясь довести ее до плановых 4%. Свежие сводки с полей этой битвы не радуют:
- В магазинах на фоне роста цен стали воровать сливочное масло. С начала года оно подорожало почти на 25%.
- Траты россиян на автотовары выросли на 41%. Средний чек на товары для автомобилей составил этой осенью 7,4 тыс рублей, подсчитали в компании "Платформа ОФД". При этом число покупок увеличилось незначительно.
- Все больше граждан не справляются с обслуживанием задолженности. Число заемщиков, у которых есть просрочка сроком до 90 дней по автокредитам, по итогам сентября достигло 31,4 тыс, это максимальный показатель с ноября 2022 года.
- В Дагестане цены на новое жилье за три года увеличились на 193%. Республика стала лидером среди регионов РФ по росту цен на новое жилье.
Безнадега?
Не совсем. Может статься, что инфляция затухнет сама собой, так как российская экономика уже сталкивается с естественными ограничителями взрывного роста: загрузка мощностей превышает 80%, а число безработных достигло исторического минимума. С 2025 года темпы роста российского ВВП замедлятся практически втрое и продолжат падать в последующие годы, прогнозируют экономисты Международного валютного фонда. По их оценке, в этом году экономика РФ прибавит 3,6%, а в следующем — уже лишь 1,3%. К 2029 году темпы роста в России уменьшатся до 1,2%, говорится в октябрьском прогнозе фонда.
ИНП РАН в своем октябрьском прогнозе снизил оценку динамики ВВП РФ за 2024 год до 3,7%. В сентябрьском прогнозе был прирост ВВП на 3,9%. На I кв. 2025 года ИНП РАН даёт прирост ВВП в 2,3%. Ученые сообщают:
«На замедление динамики выпуска указывает стабилизация спроса на труд. Численность занятых в возрасте 15 лет и старше в августе 2024 г. по отношению к июню 2024 г. выросла всего на 100 тыс. чел. (до 74,5 млн. чел.), притом, что за аналогичный период в 2017-2023 гг. прирост занятых составлял от 400 до 900 тыс. чел».
Причины высокой инфляции, однако, пока сохраняются. По данным Росстата, безработица снизилась до 2,4%, реальная заработная плата выросла на 12,9% за первые 6 месяцев 2024 года. Доходы самых бедных работников подскочили на 67%. Работодатели вынуждены и дальше выплачивать высокие зарплаты на фоне кадрового голода. При этом рост зарплат не соответствует производительности труда, а рынок потребительских товаров не поспевает за платёжеспособным спросом.
Как выйти из этого порочного круга? Может, посмотреть на зарубежный опыт (в Германии в сентябре инфляция составила 1,6%, а ключевая ставка ЕЦБ недавно снизилась до 3,4%)? Или само рассосется, а все эти эскапады с ростом ставки объясняются лишь демонстрацией ведомственного рвения? Об этом и поговорим сегодня с экспертами PublicO.