Про свой национальный праздник – День народного единства – мы знаем на удивление мало. Накануне ФОМ задал россиянам вопрос: к какому историческому событию приурочен праздник 4 ноября? Большинство (73%) опрошенных не смогли ответить на вопрос. Только 15% респондентов назвали изгнание поляков и литовцев из Москвы народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского 4 ноября 1612 году поводом для празднования, 6% ответили, что праздник связан с Октябрьской революцией. Утешает, что при этом большинство (72%) респондентов уверены, что России скорее нужен такой праздник, как День народного единства.
Для чего нужен? Ведь мы сами толком не всегда можем объяснить, что же объединяет на территории самой большой страны в мире десятки миллионов людей разных наций, разных религий, разных взглядов на жизнь. До сих пор обсуждается история с запретом на ношение в школах Владимирской области одежды, демонстрирующей религиозную принадлежность, в том числе хиджабов и никабов. Инициативу осудили муфтии Татарстана и Чечни, депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов заявил, что добьется отмены запрета. Но пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что вопрос о ношении хиджабов в школах находится в компетенции региональных властей, которые уступать в этом вопросе не намерены.
И что объединяет столкнувшихся вокруг этого, в общем-то, незначительного регионального вопроса граждан России? Нет ответа.
В Москве в эти дни прошел форум «Народы России», на котором организовавшее его Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) предложило обсудить, что кроется за термином «общероссийская гражданская идентичность». Замглавы ФАДН Станислав Бедкин сказал:
«Идентичность — понятие, которое охватывает чувство принадлежности к своей Родине, ответственности за ее судьбу. Ее укрепление — ключевая тема для нашей страны».
Руководитель РГГУ Андрей Логинов, который ранее занимал пост замминистра юстиции РФ, заметил, что сегодня в России нет полного понимания того, что такое «гражданская идентичность». При этом, уверен он, есть три таких основных фактора, которые делают необходимым и неизбежным ее существование в рамках «нашего многонационального государства». Речь идет об общности исторического пути, «единстве соционормативного пространства» и общей культуре.
Но встречать праздник мы, хоть и не всегда понимая его суть, будем! Большинство парламентских партий отметят День народного единства с акцентом на специальной военной операции (СВО). Например, «Единая Россия» проведет в регионах целую серию приуроченных к 4 ноября акций для участников СВО и членов их семей, а ЛДПР вручит ветеранам партийные билеты на праздничном митинге-концерте. В КПРФ по традиции отмечают не освобождение Москвы от поляков в 1612 году, а взятие большевиками Зимнего дворца в 1917-м, но тоже вспомнят об СВО в рамках празднования Октябрьской революции 7 ноября. В «Справедливой России — За правду» рассказали, что встретят 4 ноября «флешмобами в соцсетях» (в том числе и с упоминанием СВО), а в столицах регионов проведут одиночные пикеты «с раздачей ленточек» и субботники.
Кстати, этот упор на военную тематику изначально заложен в сути праздника. Когда в сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил сделать 4 ноября праздничным днем и отмечать его как День народного единства, в поступившей в Госдуму пояснительной записке к соответствующему законопроекту указывалось:
«4 ноября 1612 года воины народного ополчения … продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
А что для вас значит этот праздник? В чем его суть для каждого человека и страны в целом? Об этом расспрашиваем экспертов PublicO.