ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Во время выступления Кирилла Гаврилина
Фото PublicO
Автор: Александр Богомолов, PublicO

Большой бизнес идет в искусство

В Москве прошла конференция «Музейная реставрация – профессиональный стандарт и новые компетенции». Она собрала представителей этой очень сложной и очень консервативной профессии из многих российских музеев и научно-исследовательских организаций. Сегодня в наших музеях, особенно в провинции, хранится и медленно разрушается огромное количество шедевров мирового и национального искусства. А реставраторов высокого уровня катастрофически не хватает. Даже в Русском музее средний возраст этих специалистов – 70 лет. В бурных дискуссиях участники пришли к парадоксальному выводу: сегодня им легче найти понимание не у искусствоведа, а у технолога. Современная реставрация базируется на постулатах неразрушающих методов исследований, минимального вмешательства, оперативности и мобильности. А для этого, особенно в условиях острого кадрового дефицита, нужны именно технологии.

Поэтому с таким вниманием было заслушано выступление заведующего кафедрой истории искусства и гуманитарных наук РГХПУ имени С.Г. Строганова, члена-корреспондента Российской академии художеств Кирилла Гаврилина. Его доклад был посвящен внедрению новых технологий в сохранение и реставрацию мировых шедевров.

«Наши дни подарили невероятные открытия, когда искусственный интеллект и цифровые технологии помогают и реставраторам, и исследователям. Чего стоит только история с уникальной библиотекой папирусов из Геркуланума, которая насчитывает около 2 тысяч свитков. Эти свитки были карбонизированы, поэтому их нельзя было даже развернуть. Однако сегодня технология ИИ позволяет нам их читать!», говорит ученый.

Современные 3D технологии позволяют решать такие неподъёмные еще недавно задачи, как восстановление почти полностью разрушенных зданий и целых городов, специальное программное обеспечение с элементами искусственного интеллекта позволяет путем анализа и сопоставления всех собранных в раскопе обломков воссоздать первоначальный облик полностью уничтоженного артефакта. Список подобных технологических чудес велик, однако история цифровизации шедевров Рафаэля из Эрмитажа занимает среди них особое место.

 «В 2023 году Государственный Эрмитаж и одна из крупнейших частных инвестиционных компаний России «Интеррос» выпустили 60 NFT на произведения искусства, распределив их на 20 токенов. Это фрески работы мастерской Рафаэля – «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис», «Венера, вынимающая занозу». Они были написаны около 1520 года мастерами круга Рафаэля и долгое время со времен Александра III демонстрировались в Эрмитаже с многочисленными записями. Рука реставратора не касалась этих монументальных фресок. Выпуск токенов, полностью раскупленных отечественными и зарубежными коллекционерами, позволил собрать средства на их масштабную реставрацию. Благодаря этому мы увидели эти работы с совершенно другого угла. Так, на фреске «Венера, вынимающая занозу» после расчистки мы увидели под ее ножкой розовый куст. Она уколола ногу о розу и теперь вынимает шип – то есть открылась новая смысловая грань, своего рода художественная программа этого шедевра», рассказал Гаврилин.

Зачем нужна цифровизация искусства? Какую роль играет в этом деле большой бизнес? И что такое этот токен? Об этом корреспондент PublicO поговорил с Кириллом Гаврилиным в кулуарах конференции.

- Сам по себе токен представляет цифровую копию шедевра в очень высоком разрешении, которая хранится в вашем личном кабинете на плаформе Атомайз, например. И вы можете в соответствии с вашими юридически заверенными эксклюзивными правами ею распоряжаться по своему усмотрению – экспонировать, продавать, - объясняет Гаврилин.

- Почему музеи и бизнес стали заниматься токенами на произведения искусства?

- Внедрение токенизации искусства и культурных ценностей, представляет собой стратегическое направление, которое может стать частью экономики современного музея. Правовая база цифровых финансовых активов в наши дни расширяется. Это на пользу и любителям искусства, и музеям, и реставраторам. В сохранении музейных фондов страны большую роль сыграл указ президента об использовании ЦФА в международных расчетах. Флагманом стал Эрмитаж, который первым отважился выпустить NFT токены (это вариант ЦФА) на экспонаты своей коллекции. Речь идет о росписях Рафаэля и его учеников, которые были недавно отреставрированы, токенизированы, то есть на них были созданы цифровые финансовые активы. Все эти токены были успешно проданы любителям искусства из разных стран, и таким образом Эрмитаж собрал внушительную сумму для реставрации следующей группы произведений. Ведь современная реставрация – очень дорогостоящее мероприятие, и это большая проблема для всех музеев, особенно когда речь идет о значимых произведениях. Во всем мире именно крупный бизнес занимается финансированием реставрации, а не сами музеи. И в этом конкретном случае в этой роли выступила группа «Интеррос», которая благодаря платформе «Атомайз» помогла Эрмитажу токенизировать росписи Рафаэля. Эти работы более трех столетий находились в забвении, потому что были покрыты более поздними записями. На их реставрацию никогда не хватало денег. И вот сейчас реставраторы открыли нам их подлинный вид, который мы себе даже представить не могли. Своей помощью в этой истории «Интеррос» создал очень важный прецедент для всех музеев,  любителей искусства, коллекционеров, которые теперь смогут покупать токены на шедевры, становясь владельцами этих уникальных работ. Кстати, токены с течением времени будут только расти в цене. Помимо этого, дальнейшая токенизация искусства поможет работе небольших музеев в Арктике, Сибири и других удаленных регионах, где невозможно выставить шедевры русского и зарубежного искусства. Ведь очень трудно и дорого осуществить полноценную транспортировку произведений искусства, нет возможности обеспечить надлежащие условия хранения и экспонирования. И токены, обеспечивающие высочайший уровень копирования шедевров (ведь машинное зрение совершенней человеческого), позволяют решить эту проблему. Создание ЦФА на произведения искусства, хранящиеся в наших музеях, очень и очень важный ход. Помимо того, что цифровизация решает проблемы сбора средств для реставрации и экспонирования, она позволяет зафиксировать в мельчайших деталях ход реставрации, а также все позднейшие записи. Ведь стремясь расчистить XVI век, мы удаляем записи XVII и XVIII веков, которые также несут собственную художественную ценность. Цифровые технологии создают полноценное документирование всех этапов реставрационных работ.

В своем выступлении на конференции Кирилл Гаврилин сказал, что Эрмитаж в перспективе намерен создать свою полную «облачную» цифровую копию на базе отработанной в процессе токенизации отечественной технологии блокчейна и смарт-контакта. Может, и другим нашим многочисленным музеям стоит об этом задуматься? Ведь в их запасниках столько всего интересного хранится. Правда, для этого и другому нашему бизнесу стоит последовать примеру «Интерроса».

 

Голосование
Дебаты
Новости партнеров