ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Фото: unsplash.com

В Арктике выживает сильнейший

Информационный всплеск интереса к арктическим делам вызвала публикация обновленной арктической стратегии Пентагона. При всем уважении к многочисленным комментаторам, ничего нового по сравнению с аналогичным документом полутарогодичной давности там, по сути, нет. Военный тг-канал Рыбарь отмечает лишь некоторые корректировки:

  • Акцент на изменениях в геополитической обстановке — в новой стратегии уделяется больше внимания растущему влиянию России и Китая в регионе: в тексте подчеркнута необходимость противодействия как совместным, так и одиночным действиям стран. В предыдущем варианте документа соперничеству США с двумя державами уделялось меньше внимания.
  • Интенсификация международного сотрудничества — в отличие от прошлой стратегии, в новой особенно отмечена необходимость усиления взаимодействия с партнерами и государствами-членами НАТО для проведения совместных операций.
  • Удовлетворение технологических потребностей — в свежей редакции документа уделяется больше внимания конкретным решениям для удовлетворения потребностей подразделений, действующих в Арктике.
  • Присутствие и сдерживание — эта новая для Арктического региона концепция предполагает сосредоточение там сил и средств, достаточных для создания сдерживающего эффекта, а также демонстрации готовности быстрого реагирования на возникающие угрозы.
  • Фокус на климатических изменениях — в новой стратегии более подробно рассматриваются последствия глобального потепление и их влияние на проведение операций и безопасность региона. Таяние льдов открывает новые маршруты и ресурсы, что, следовательно, требует адаптации.

Больше всего внимание привлек акцент на российско-китайское сотрудничество, которое, по словам американцев, угрожает миру и безопасности. Заместитель министра обороны США Кэтлин Хикс отметила в связи с публикацией стратегии, что Китай выступает в роли «важного донора для российских энергетических разработок в Арктике». Кроме того, между РФ и КНР активизировалось и военное сотрудничество — страны проводят «совместные учения у берегов Аляски». А агентство Reuters написало:

«Китай и Россия совместно работают над развитием арктических морских путей, поскольку Россия стремится поставлять больше нефти и газа в Китай на фоне западных санкций, а Китай ищет альтернативный морской путь, чтобы уменьшить свою зависимость от Малаккского пролива. Ученые, занимающиеся вопросами безопасности, и региональные военные атташе говорят, что зависимость Китая от морских путей в Индийском океане рассматривается как стратегическая уязвимость Пекина, особенно в случае конфликта вокруг Тайваня».

В Москве и Пекине тезис о вине наших стран в нагнетании напряженности в Арктике ожидаемо вызвал отрицательную реакцию. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил:

«Российско-китайское взаимодействие в арктической зоне может лишь способствовать атмосфере стабильности и предсказуемости в Арктике, ибо (это) сотрудничество никогда не направлено против каких-либо третьих стран или группы третьих стран, а направлено только на защиту интересов стран и повышение уровня благосостояния народов двух стран. Поэтому да, проявления конфронтационности видны даже в этом документе, который был опубликован Пентагоном».

На брифинге в Пекине, отвечая на вопрос западного журналиста, попросившего прокомментировать доклад Пентагона, в котором сотрудничество Китая и России в Арктике фигурирует в качестве фактора, требующего «нового стратегического подхода США», официальный представитель МИД КНР Мао Нин заявила:

«Искаженное толкование арктической стратегии Китая американской стороной, критика со стороны США нормальной деятельности КНР в Арктике, которая осуществляется в соответствии с международным правом, противоречат интересам мира, стабильности и сотрудничества в Арктическом регионе. Китайская сторона выступает решительно против этого».

Фото: rosatomflot.ru

Ледоколы идут по СМП

Если же отбросить риторику и громкие слова, то арктическая реальность для Запада и США, в частности, выглядит печально. Самая большая, важная и богатая природными ресурсами и инфраструктурными возможностями часть региона принадлежит России. В прошлом году в России был поставлен новый рекорд — по Северному морскому пути было перевезено за год 36 млн. тонн грузов. Для сравнения: рекорд перевозок по СМП в СССР был поставлен в 1987 году, когда было перевезено 7 млн. тонн — в 5 раз меньше. Подсчитано, что к 2035 году отдача от инвестиций в различные проекты развития Северного морского пути составит не менее 35 трлн. рублей. А развитие инфраструктуры СМП к этому же периоду даст федеральному бюджету дополнительно не менее 13,5 трлн. рублей.

Мы уже впереди планеты всей по числу самого важного элемента в освоении Арктики – ледоколам. В начале года президент Владимир Путин отметил, что ледоколы дают России колоссальное конкурентное преимущество в экономическом освоении Арктики.

Сегодня у России в эксплуатации находятся 41 ледокол: 34 дизельных и 7 атомных. Это больше, чем у США, Канады, Финляндии, Дании, Швеции и Китая вместе взятых. Но все остальные страны имеют лишь дизель-электрические суда, в то время как у нашей страны есть самые мощные – атомные ледоколы. Пока их семь, причем четыре из них были построены и введены в строй с начала XXI века, в том числе — три самых мощных судна проекта 22220: («Арктика», «Сибирь» и «Урал»), силовые установки которых выдают по 60 МВт. Сейчас строится ледокол «Россия» проекта 10510, который побьёт и этот рекорд, – он будет спущен на воду ориентировочно в 2027 году, а мощность его двигателей составит 120 МВт. Помимо «России», в верфях на разной степени готовности находятся суда «Якутия» и «Чукотка» проекта 22220. В ближайшее время, в 2028 и 2030 годах, должны быть построены «Камчатка» и «Сахалин».

США критически уступают России в количестве тяжелых ледоколов, заявил в марте этого года глава Северного командования американских Вооруженных сил (NORTHCOM) Грегори Гийо на слушаниях в сенате. Сенатор Ангус Кинг попросил генерала подтвердить информацию, что у Штатов всего один исправный тяжелый ледокол против около 40 российских. «Это правда, сенатор. Нас критически превосходят в численности (ледокольного флота)», — признал военный. По словам Гийо, даже с учетом заказанных кораблей ледокольный флот США все равно будет значительно проигрывать российскому.

Но почивать на лаврах нам не придется. Американцы видят проблему – и будут ее решать. Штаты уже наращивают свои силы в восточных районах Арктики — у Аляски и Берингова пролива, сказал в беседе с NEWS.ru военный эксперт капитан I ранга Василий Дандыкин.

«Нам нужно быть готовыми к возможному обострению. Мы успели подготовиться к этим обстоятельствам и с военно-морской точки зрения, и с экономической, и с точки зрения строительства ледоколов. У США пока не ахти с ледокольным флотом, но думаю, что они поднимут этот вопрос с помощью вошедшей в НАТО Финляндии. На Аляске Штаты возродили воздушно-десантную дивизию, у них там несколько десятков самолетов, расконсервирован один из аэродромов на островах неподалеку. Помимо финнов, они также будут стараться задействовать возможности Норвегии и Швеции — стран, чьи военные имеют опыт действий в арктических условиях. Именно в нашем, российском секторе Арктической зоны находятся большие запасы полезных ископаемых — углеводородов и других. Также это еще и Северный морской путь, который США не признают. Априори они считают, что это международные воды, а в переводе с их дипломатического языка — в первую очередь американские. Они хотят, чтобы мы ушли из региона в военном смысле, говорят о демилитаризации Арктики. Но как только мы уйдем, придут они, причем не с мирными пароходами, а с военными кораблями».

Вот об этом и говорим сегодня с экспертами PublicO.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров